Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (346) | 1 ноября 2010г.
 

Вечная тема

Работа некоторых похоронных компаний по-прежнему удивляет

Евгения Андросова

26 октября состоялось очередное заседание Экспертного совета (ЭС) при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг. До сих пор деятельность некоторых компаний, работающих на этом рынке, может не укладываться как в рамки законности и добросовестной конкуренции, так и этических норм. К примеру, на территории Тольятти определенные вопросы вызывает деятельность похоронной компании ООО «Черная роза», которую можно считать преемником ООО «Стикс».

В начале прошлой недели в редакцию «Хронографа» поступила информация, свидетельствующая о том, что на рынке ритуальных услуг вновь обнаружились признаки работы по серым схемам. «27 августа у нас умерла соседка. Мы вызвали агента МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» (Спецкомбинат). Через некоторое время появился человек, назвался Андреем Масенковым и представился агентом Спецкомбината. Он нам посчитал захоронение на сумму 50 тыс. р. Чуть позже зашел еще один, представился Владимиром Щевелевым и показал удостоверение Спецкомбината. При выяснении обстоятельств оказалось, что агент, пришедший первым, представлял фирму «Черная роза». Расчет захоронения, составленный Щевелевым, получился 27238 р.», -сообщила в своем письме Екатерина Кашторкина. В конце августа 2010 г. жильцы дома №92 по ул. Горького (кроме Кашторкиной еще четыре человека) подписали и направили соответствующее обращение в Спецкомбинат. В нем просили разобраться в сложившейся ситуации.

Данный случай позволяет сделать ряд выводов. Судя по всему, уровень доверия населения к муниципальному предприятию, работающему на рынке ритуальных услуг, на порядок выше, чем к частным организациям. Скорее всего, коммерческие организации осознают это и, пользуясь репутацией муниципалов, действуют от чужого имени. Стоит обратить внимание и на разницу в стоимости услуг. Цена на одни и те же услуги у частника оказалась почти в два раза выше. Стоит предположить, что увеличение стоимости похорон произошло не из-за включения каких-либо дополнительных услуг, а, к примеру, за счет агентских вознаграждений сотрудникам частной организации.

Случай, рассказанный в письме, далеко не единичный. Известны и другие обращения тольяттинцев с жалобами на действия сотрудников ООО «Черная роза». «16 октября 2010 г. у меня умер сын, 22 года, инвалид первой группы, лежачий.

Я позвала соседку Веру Коржакову, чтобы она мне помогла все правильно сделать. По моей просьбе она стала звонить в скорую и милицию. В скорой нам почему-то сказали, что надо звонить в службу инвалидов и назвали ей телефон 52-99-90. По этому телефону нас заверили, что от них к нам скоро приедет Виктория. Через минут 15-20 эта Виктория действительно приехала, но только для того, чтобы похороны организовать. Она оказалась не сотрудником службы инвалидов, а «Черной розы». А от скорой так никто и не приехал. Только к концу дня пришел участковый инспектор. Он зафиксировал смерть и вызвал машину, чтобы увезли тело», — было сказано в другом обращении, поступившем от Галины Кузнецовой. Здесь важно понимать, что действия сотрудников милиции или скорой помощи по разглашению информации о факте смерти человека ограничиваются законодательством. Если они позволят себе сообщить информацию о смерти человека третьим лицам, то это может быть расценено как превышение должностных полномочий. Поскольку ст. 61 Закона РФ от 22.07.93 №5487-1 «Об охране здоровья граждан» не допускает разглашения сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при исполнении профессиональных и служебных обязанностей. В странах Европы существует практика, когда за разглашение сведений о смерти гражданина должностные лица могут лишится свободы на пять лет или уплатить немалый штраф.

Вышеописанные случаи достаточно наглядно иллюстрируют специфику функционирования частных организаций на рынке ритуальных услуг. Согласно учетным данным, МУП «Спецкомбинат» на муниципальных кладбищах ООО «Стикс» и ООО «Черная роза» в прошлом году осуществили более 250 похорон. Если учитывать, что средняя стоимость похорон — 15-16 тыс. р., то оборот данного предприятия мог превышать 3,75 млн р.

Как удалось выяснить корреспонденту «Хронографа», телефонный номер 52-99-90 является телефоном ООО «Черная роза». Ранее этот номер был закреплен за ООО «Стикс». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директор и единственный учредитель ООО «Черная роза» — Сайда Воробьева. Хотя сотрудники, отвечающие по указанному телефону, называют своим руководителем Айслу Воробьеву. Она же до 2008 г. являлась директором ООО «Стикс». С 27 октября 2008 г. директором и единственным учредителем ООО «Стикс» является Леонид Левашов. Комментарий Айслу Воробьевой на момент сдачи номера получить не удалось.

Важно отметить, что в ряде российских городов уже сложилась практика по ограничению деятельности некоторых частных организаций. На сайте ГУП «Ритуал» (г. Москва) существует список «черных» агентов и фирм. Правительством Москвы утвержден регламент требований к похоронным агентам. Согласно этому регламенту аттестацией похоронных агентов и выдачей специальных удостоверений занимается специальная комиссия департамента потребительского рынка и услуг.

При этом к получению лицензии похоронного агента предполагается допустить лишь штатных сотрудников похоронных агентств, имеющих не менее чем двухмесячный стаж работы. Отклонить кандидатуру агента чиновники смогут на основании тестирования или собеседования либо по факту двух или более жалоб на агента от горожан.

В г. Бузулуке Оренбургской обл. Положение об организации похоронного дела обязывает специализированную службу отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юрлицами и ИП и сообщать о них в администрацию города.

Пока же можно задуматься о том, что зачастую деятельность частных ритуальных компаний Тольятти может выходить как за границу законодательства, так и за грань этических норм. Кажется, что в городе стали забывать, что специфика деятельности по оказанию похоронных услуг требует максимальной деликатности.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Вера КОРМАКОВА, житель Тольятти

- Я неоднократно сталкивалась с навязыванием услуг частных похоронных контор. 8 августа 2010 г. у меня умер муж. Я позвонила в скорую, потом в милицию. Через несколько минут после звонков ко мне приехал мужчина. Он оказался агентом фирмы «Черная роза», в которую я не звонила. Он настойчиво предлагал мне организовать похороны, пока я не сказала, что позвоню в службу безопасности. Только тогда он ушел.