Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (335) | 19 июля 2010г.
 

Миллиард от Лисицыной

Деятельность Сбербанка в Тольятти напоминает благотворительность

Сейдамет Абреков

12 июля Автозаводское отделение № 8213 ОАО «Сбербанк РФ» продолжило мероприятия по взысканию в судебном порядке задолженности с ООО «Моторика». Отделение Сбербанка, управляющим которого является Светлана ЛИСИЦЫНА (на фото), взыскивает с автопроизводителя и его солидарных заемщиков в общей сложности около 335 млн р. Общий объем задолженности группы, куда входят ООО «Моторика», ООО «Ладапласт» и ОАО «Лада-Фарм», перед Сбербанком — около 1 млрд р. Все компания проходят через процедуру банкротства. Вернуть хотя бы часть своих средств Сбербанку будет очень проблематично.

12 июля в Арбитражном суде Самарской обл. состоялось очередное судебное заседание в рамках дела № А55-8800/2010, возбужденного по заявлению ОАО «Сбербанк РФ» в лице Автозаводского отделения № 8213. Сбербанк подал иск к ООО «Моторика» и к директору этой компании Павлу Шипилло. Банк пытается получить исполнительный лист на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда при ЗАО «Инвестиционно- строительная компания (ИСК) «Сбербанкстройинвест». Решением этого третейского суда по делу № ТС-04/10 от 8 апреля 2010 г. в пользу Автозаводского отделения № 8213 с ООО «Моторика» и Павла Шипило, как солидарных с ООО «Ладапласт» должников, должно быть взыскано около 202,7 млн р. Задолженность возникла по кредитным договорам.

Представитель Павла Шипило в суде заявлял ходатайство о приостановлении производства по арбитражному делу до рассмотрения Автозаводским районным судом г. Тольятти дела об оспаривании договоров поручительства, заключенных между Павлом Шипило и Сбербанком. Но арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства. «В данном случае рассмотрение указанного гражданского дела не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку рассматривается не спор по существу, а дело по заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда», — пояснил Арбитражный суд.

22 июля в Арбитражном суде Самарской обл. пройдет аналогичное судебное заседание. В рамках дела № А55-9484/2010 Автозаводское отделение № 8213 также пытается получить исполнительный лист на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда при ЗАО «ИСК «Сбербанк- стройинвест». Но по данному иску соответчиком, помимо «Моторики» и Павла Шипило, является заместитель директора ООО «Моторика» Валентин Плюйко. По решению третейского суда с ООО «Моторика», Валентина Плюйко и Павла Шипило солидарно взыскивается в пользу Сбербанка еще 132,5 млн р.

ООО «Моторика» занималось производством мелкосерийных автомобилей на базе комплектующих и деталей ОАО «АВТОВАЗ». В частности, компания производила специальные автомобили на базе Lada 4x4 («Нива») для нужд МВД, службы «Скорой помощи», а также занималась сборкой Lada 21106. Можно понять, что из-за проблем у «Моторики» АВТОВАЗ может потерять определенный сегмент сбыта.

Важно отметить, что определением Арбитражного суда Самарской обл. от 17 мая 2010 г. в отношении ООО «Моторика» была введена процедура наблюдения. Заявление о банкротстве было подано ООО «Моторика» 12 марта. ООО «Моторика» указало суду, что кредиторская задолженность общества на дату подачи заявления составляла около 326,5 млн р., а общая сумма основных средств и дебиторской задолженности — всего около 170,5 млн р. Можно заметить, что кредиторская задолженность «Моторики» по большей своей части сформирована за счет кредитов, взятых в Автозаводском отделении № 8213 ОАО «Сбербанк РФ».

29 июня Сбербанк подал заявление в Арбитражный суд Самарской обл. об установлении требований кредитора в рамках процедуры банкротства ООО «Моторика» в размере около 335,3 млн р.

Основным учредителем ООО «Моторика» с долей 77,5% было ООО «Средневолжская финансовая группа» (СФГ). Ранее Павел Шипило был президентом СФГ. В данный момент эту должность занимает Константин Рассоха. 22 апреля решением Арбитражного суда Ульяновской обл. ООО «СФГ» было признано банкротом. Конкурсное производство в отношении СФГ открыто сроком на 6 месяцев. Остальные 22,5% в ООО «Моторика» принадлежали Валентину Плюйко. Согласно данным ЕГРЮЛ на 2002 г., 50% долей в ООО «СФГ» находилось у Павла Шипило, брату его супруги Евгении Шипило Михаилу Сурпину принадлежало 25%, еще 25% было у Тамары Шипелевой.

Что касается ООО «Ладапласт», чьими солидарными должниками являются «Моторика», Павел Шипило и Валентин Пюйко, то и это общество в данный момент проходит через процедуру банкротства (см. «Хронограф» №16 (325) от 04.05.10).

В качестве учредителей ООО «Ладапласт» Росстат называет ООО «Межрегиональная лизинговая компания «СФГ-Лизинг» (81,02%) и ООО «СФГ» (18,98%). До 2006 г. 99,99% в ООО «Ладапласт» находилось под контролем ООО «Моторика». Основным кредитором ООО «Ладапласт» также является ОАО «Сбербанк РФ» в лице Автозаводского отделения № 8213.

Через процедуру банкротства проходит еще одно общество, к которому имел отношение Павел Шипило. Это ОАО «Лада-Фарм» (см. «Хронограф» №25 (334) от 12.07.10). Размер требований ОАО «Сбербанк РФ» к Лада-Фарм — 633,6 млн р. Согласно списку аффилированных лиц ОАО «Лада-Фарм» от 1 апреля 2010 г. председателем совета директоров компании был бывший генеральный директор и президент ОАО «АВТОВАЗ» Алексей Николаев. Также в совет директоров входил бывший главный бухгалтер АВТОВАЗа Николай Хатунцов.

Таким образом, общий размер задолженности Сбербанку группы «Моторика» — «Ладапласт» — «Лада-Фарм» составляет около 1 млрд р. Есть все основания полагать, что Автозаводское отделение №8213, возглавляемое Светланой Лисицыной, сумеет вернуть лишь небольшую часть из одолженных средств. Судя по всему, хорошие личные отношения с вазовским топ-менеджментом времен Владимира Каданникова могут дорого стоить Светлане Лисицыной. Вряд ли ее руководители зачтут как достижение увеличение невозвратов. Этот фактор может сыграть решающую роль в смене руководства Автозаводского отделения №8213.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- В настоящее время ОАО «АВТОВАЗ» не имеет контрактных отношений с поставщиками ОАО «Лада-Фарм» и ООО «Ладапласт» (с ОАО «Лада-Фарм» АВТОВАЗ не работает уже больше года, с ООО «Ладапласт» — с начала 2010 г.). Задолженности у ОАО «АВТОВАЗ» перед данными компаниями нет. Номенклатура данных компаний производится в компании «Ладапласт-Т»: это сиденья для автомобиля LADA PRIORA (около 10% от общей потребности АВТОВАЗа), а также различные пластмассовые изделия. Кроме того, потребность АВТОВАЗа в пластмассовых изделиях обеспечивают также другие поставщики: СызраньПластик, ЧелябинскПластик, АВТОВАЗагрегат и др.