Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (335) | 19 июля 2010г.
 

Спасительная допэмиссия

Долги перед государством Ростехнологии зашьют в акции АВТОВАЗа

Сейдамет Абреков

15 июля основные акционеры ОАО «АВТОВАЗ» — ГК «Ростехнологии», Renault и инвестиционная компания (ИК) «Тройка Диалог» подписали соглашения по реструктуризации АВТОВАЗа. Соглашением, в частности, определяются параметры участия сторон в дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа. 40 млрд р., полученных АВТОВАЗом от Ростехнологии в виде беспроцентного займа, будут конвертированы в акции АВТОВАЗа. Renault поучаствует технологиями, «Тройка Диалог» внесет 300 млн р. Подобным развитием событий могут быть довольны французы, чьи интересы на АВТОВАЗе представляет старший вице-президент Renault Кристиан ЭСТЕВ (на фото).

Параметры дополнительной эмиссии акций ОАО «АВТОВАЗ» раскрыл член совета директоров АВТОВАЗа, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Игорь Завьялов. «Дополнительная эмиссия будет происходить в два больших этапа. Первый этап состоит из двух составляющих. Первая составляющая — с ноября 2010 г. по ноябрь 2011  г., вклады основных акционеров составят: Ростехнологии — эквивалент EUR 330 млн, Renault — EUR 114 млн. По итогам эмиссии доля Renault составит 25 %, доля Рос-технологий — 29% от уставного капитала и 36 % от обыкновенных акций. Во второй части этого первого этапа с ноября 2011 г. по ноябрь 2012  г. вклады основных акционеров составят: Ростехнологии — эквивалент примерно EUR 400 млн, Renault — EUR 126 млн. По итогам эмиссии доля Renault составит 25%, доля Ростехнологии увеличится до 36,5 % от уставного капитала и 44 % от обыкновенных акций. Второй этап — декабрь 2010 г. — 2016 г., акционеры АВТОВАЗа проведут завершение процесса реструктуризации, подведут промежуточные итоги программы развития до 2020 г.», — рассказал Игорь Завьялов.

Стоит напомнить, что 40 млрд р. были получены АВТОВАЗом от Ростехнологии в качестве беспроцентного займа. В свою очередь Ростехнологии получили эти деньги из государственного бюджета. По информации ОАО «АВТОВАЗ», общество направило 40 млрд р. якобы на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия.

Судя по всему, после проведения этих мероприятий возвращать долг Ростехнологиям было нечем. АВТОВАЗ находился в шаге от старта процедуры банкротства. В свою очередь ГК «Ростехнологии» оказалась под угрозой невозврата бюджетных средств. При определенных обстоятельствах невозврат бюджетных средств мог повлечь за собой возбуждение уголовных дел.

Однако в ГК «Ростехнологии», судя по всему, выход из ситуации был найден через конвертацию долга АВТОВАЗа в акции предприятия. Однако это повлекло бы снижение доли Renault. Вносить дополнительные живые деньги в уставный капитал Renault не желало. «Мы с самого начала говорили о том, что в состав нашего вклада будут входить имущественные вклады. Во-первых, это техническая поддержка и оборудование, которое относится в первую очередь к процессу производства на линии ВО», — рассказал старший вице-президент Renault Кристиан Эстев. Одним из первых экземпляров оборудования для производства автомобилей на платформе ВО (платформа Logan) стала прессовая линия японской компании Komatsu. В дальнейшем стоит ожидать поставок на АВТОВАЗ другого оборудования, номенклатуру и цену которого Renault, видимо, будет выбирать исходя из собственного представления о дальнейшем развитии АВТОВАЗа.

Между тем, на 40 млрд р., направленных на АВТОВАЗ из государственного бюджета через ГК «Ростехнологии», можно было возвести новый завод по производству автомобилей. Причем это был бы завод, основанный на применении самых современных технологий, выбирать которые могли бы непосредственно на АВТОВАЗе без оглядки на кого-либо.

В сложившейся ситуации наиболее уязвленной стороной можно признать ИК «Тройка Диалог». Этот акционер АВТОВАЗа внесет в уставный капитал 300 млн р. живых денег. «Наше участие в дополнительной эмиссии скорее символическое — это несколько сотен миллионов рублей. Эмиссия производится по оценке, утвержденной советом директоров в размере $2,4 млрд, что соответствует 74 млрд р. и примерно в четыре раза превышает текущую рыночную капитализацию АВТОВАЗа по тому, как акции торгуются на ММВБ», -рассказал управляющий группы компаний «Тройка Диалог», член совета директоров АВТОВАЗа Сергей Скворцов. Вероятно, что взнос в уставный капитал ОАО «АВТОВАЗ» «Тройке Диалог» порекомендуют сделать деньгами, которые она, по рекомендации Ростехнологий, сможет выручить от продажи своего пакета акций в ОАО «КАМАЗ» в пользу немецкого Daimler. Так или иначе, но стоит предположить, что пока развитие ситуации на АВТОВАЗе позволяет менеджменту Ростехнологии «списывать» государственные деньги без каких-либо последствий для себя. Французы попросту пользуются этим.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей СКВОРЦОВ, управляющий группы компаний «Тройка Диалог», член совета директоров АВТОВАЗа

- В результате первоначального этапа, который у нас начинается сегодня и завершается в ноябре 2011 г., доля «Тройки Диалог» сократится примерно до 20,5 %. К 2012 г., после завершения всех предусмотренных сегодня инвестиций, примерно — до 17,5 %.

Игорь ЗАВЬЯЛОВ, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии», член совета директоров АВТОВАЗа

- 28 июля 2010 г. состоится заседание совета директоров АВТОВАЗа, на котором предварительно утверждается решение по дополнительной эмиссии акций в рамках первого этапа. Собрание акционеров для окончания эмиссии планируется на 9 сентября 2010 г.