Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (335) | 19 июля 2010г.
 

Все ради дружбы

Новый пресс будет работать в интересах Франции

Сейдамет Абреков

14 июля на АВТОВАЗе была запущена прессовая линия Komatsu. Этому, по сути, внутризаводскому событию на АВТОВАЗе попытались придать всероссийский масштаб. Пуск линии провели накануне подписания соглашений о параметрах дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа. Согласно соглашениям взнос альянса Renault-Nissan, эквивалентный EUR 240 млн, будет внесен имущественным вкладом — технической поддержкой и оборудованием для производства автомобилей на платформе ВО, а не деньгами. Судя по всему, прессовая линия Komatsu уже стала частью этого вклада, а вовсе не частью программы модернизации АВТОВАЗа, как это попытались представить.

Пуску прессовой линии производства японской фирмы Komatsu на АВТОВАЗе постарались придать максимальную помпезность. «Линия прессов Komatsu уникальна для России, ее запуск — необходимая составляющая плана модернизации АВТОВАЗа», — сообщил пресс-центр предприятия. По версии АВТОВАЗа, новая автоматическая прессовая линия будет задействована для изготовления кузовных деталей автомобилей Lada Kalina, Lada Priora и новых моделей АВТОВАЗа. «Уже заказаны штампы для автомобиля Lada 2190, который заменит «классические» модели Lada 2105/07 и пойдет в серию в конце 2011 г.», — уточнила дирекция по внешним связям, руководителем которой является Игорь Буренков.

Согласно обнародованной информации, ежеминутно эта линия может выпускать примерно в три раза больше деталей, чем дают действующие на АВТОВАЗе штамповочные комплексы. «Суточная производительность — 11300 деталей, причем парные детали могут штамповаться одновременно. При необходимости перенастройки пресса замена штампов может быть произведена в рекордно короткие сроки — 10-12 минут (вместо 4-5 часов на старом оборудовании)», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа.

При этом АВТОВАЗ предпочел не называть стоимость приобретенного оборудования, а также из чьего бюджета была сделана эта покупка.

На ВАЗе еще найдут повод с гордостью рассказать об умении долго работать на старом об
На ВАЗе еще найдут повод с гордостью рассказать об умении долго работать на старом об

Также совершенно непонятно, зачем столь высокопроизводительный пресс перенастраивать на производство старых моделей, спрос на которые, с одной стороны, ограничен, с другой — их и так покупают.

Важно отметить, что форсирование событий по так называемой модернизации прессового оборудования началось после того, как существенное влияние на деятельность АВТОВАЗа стал оказывать альянс Renault-Nissan. Оборудование на новую прессовую линию фирмы Komatsu начало поступать на АВТОВАЗ в августе 2009 г. Однако в годовом, ежеквартальных и бухгалтерском отчетах АВТОВАЗа за 2009 г. информации о сделке по покупке линии Komatsu найти не удалось.

Определенную ясность в то, кто именно оплатил покупку современной прессовой линии, дала информация, озвученная после подписания 15 июля акционерами ОАО «АВТОВАЗ» — ГК «Ростехнологии», Renault и инвестиционной компаний «Тройка Диалог» соглашений по реструктуризации АВТОВАЗа. Этими соглашениями были определены параметры дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа и взносы основных акционеров. По поводу взноса Renault старший вице-президент Renault Кристиан Эстев сообщил: «Мы с самого начала говорили о том, что в состав нашего вклада будут входить имущественные вклады. Это прежде всего техническая поддержка и оборудование, которое относится в первую очередь к процессу производства на линии ВО». Приобретение прессовой линии Komatsu прекрасно вписывается именно в эту концепцию, а не в план по модернизации.

Версию о том, что прессовая линия Komatsu была поставлена на АВТОВАЗ в связи с необходимостью зачета вклада Renault, подтверждает и то, что помимо установки прессовой линии в прессовом производстве ВАЗа не было произведено иной модернизации. Хотя более логичным шагом для подготовки производства современных моделей была бы комплексная закупка всей номенклатуры необходимого оборудования. При этом при нынешнем объеме производства АВТОВАЗа (300 — 500 тыс. автомобилей) вряд ли была необходимость наращивать мощности именно прессового производства. Более того, вряд ли существовала необходимость повышать качество Lada Kalina и Lada Priora именно по направлению штамповки кузовных деталей. За всяким повышением качества должно последовать повышение стоимости автомобиля. По мнению наблюдателей, рынок сейчас не испытывает как потребности повышения качества нынешних моделей Lada, так тем более повышения их цены.

Между тем есть основания полагать, что старое прессовое оборудование АВТОВАЗа послужит еще долгие годы. Несмотря на высокую производительность японского прессового комплекса, старые прессы убирать никто не спешит. Тем более что государственная программа утилизации показала, что российский потребитель готов в большом объеме покупать «классические» модели АВТОВАЗа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь КОМАРОВ, президент ОАО «АВТОВАЗ»

- Совершенно очевидно, что часть номенклатуры перейдет на новую прессовую линию. Что касается старых прессов, то мы будем решать отдельно по ним вопрос. Исходя из того, что у нас будут меняться планы по размещению производств, мы сейчас разрабатываем размещение линии исходя из модернизации первой линии. И, соответственно, из того, что нам нужно менять и окраску, и сварку, и другое, у нас будут происходить некоторые изменения.