Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (335) | 19 июля 2010г.
 

Секретная страховка

В бюджете АВТОВАЗа нашли деньги для дружбы с Дерипаской

Сейдамет Абреков

12 июля ОСАО «Ингосстрах» обнародовало информацию о том, что компания заключила договор и застраховала от несчастных случаев сотрудников ОАО «АВТОВАЗ». Основным бенефициаром Ингосстраха является Олег ДЕРИПАСКА (на фото). При этом Ингосстрах не стал раскрывать стоимости этого социально значимого договора и условий его заключения. Между тем наблюдатели отмечают, что подобный договор мог стать одним из этапов сотрудничества между ГК «Ростехнологии» и Дерипаской по линии формирования Ростехнологиями холдинга по производству автокомпонентов.

12 июля отдел по связям с общественностью ОСАО «Ингосстрах» распространил информацию о том, что филиал Ингосстраха в Самаре заключил договор и застраховал от несчастных случаев сотрудников ОАО «АВТОВАЗ». «Страховая защита действует 24 часа в сутки. Перестраховщиком по данному договору выступает ООО «СК «Ингосстрах -Жизнь», — в частности, сообщил отдел по связям с общественностью ОСАО «Ингосстрах». ООО «СК «Ингосстрах — Жизнь» — дочернее предприятие ОСАО «Ингосстрах».

В своем сообщении Ингосстрах предпочел не раскрывать параметров подписанного договора: стоимости, цены страховки для каждого застрахованного. Также из официальной информации было неясно, кто будет оплачивать либо уже оплатил стоимость страховки работников АВТОВАЗа. Непонятно и то, какое общее количество сотрудников АВТОВАЗа будет застраховано в рамках исполнения этого договора. В данный момент на АВТОВАЗе трудится около 75 тыс. работников.

Загадкой осталось, в какой форме Ингосстрах получал согласие каждого работника АВТОВАЗа на право его застраховать и каким образом Ингосстрах организовал выдачу полюсов застрахованным работникам. Кроме того, недосказанным оставалась информация о том, в каких тендерах участвовал Ингосстрах» для того, чтобы заключить договор, а также какие еще страховые компании участвовали в этих тендерах. Более того, осталась не раскрытой информация о критериях отбора страховых компаний.

Для получения ответов на эти вопросы «Хронограф» отправил запросы в структурные подразделения Ингосстраха и в ОАО «АВТОВАЗ».

Несмотря на очевидную социальную значимость процесса массового страхования работников ОАО «АВТОВАЗ», в Ингосстрахе предпочли ограничиться, по сути, отпиской: «Информируем, что данная информация является коммерческой тайной и мы не имеем права ее разглашать. Рекомендуем обратиться в пресс-службу АВТОВАЗа, если они смогут прокомментировать».

Ответ АВТОВАЗа тоже оказался весьма формальным. «Выбор АВТОВАЗом партнеров по страхованию обусловлен несколькими критериями, в числе которых опыт работы и репутация компании- страховщика на российском и международном рынке, выгодные условия страхования и гибкая ценовая политика», — сообщил руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов. Про тендеры в его ответе ни слова.

Основным бенефициаром ОСАО «Ингосстрах» является Олег Дерипаска. Ему лично принадлежит 10% акций компании. Существенную долю акций он контролирует через близкие компании. Дерипаска в 2007 г. пытался размыть доли других акционеров ОСАО «Ингосстрах». «8 октября внеочередное заочное собрание акционеров Ингосстраха решило увеличить уставный капитал компании с 2,5 млрд р. до 10 млрд р.», — сообщала по этому поводу 19 октября 2007 г. газета «Ведомости». Примечательно, что основной акционер ОАО «АВТОВАЗ» — ГК «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей Чемезов,

является интересантом передачи в дочернюю структуру — холдинговую компанию «Ростехнологии-Авто» (РТ-Авто) ряда автокомпонентных активов, контролируемых Группой «ГАЗ» Олега Дерипаски. Напомним, что ранее Группа «ГАЗ» заявляла, что не видит перспектив вхождения в этот холдинг.

Между тем 18 июня РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора РТ-Авто и ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина заявило: «Автодизель» (Ярославский моторный завод, входит в Группу «ГАЗ») войдет в автомобильный холдинг «РТ-Авто» даже без проведения переговоров между Ростехнологиями и Группой «ГАЗ». Ростехнологиям принадлежит 31% акций «Автодизеля», значит, 31% входит в «РТ-Авто».

Таким образом, факт страхования ОСАО «Ингоссстрах» работников АВТОВАЗа вполне вписывается в версию осуществленного обмена между Дерипаской и ГК «Ростехнологии». В пользу этой версии сработала информация о том, что стоимость страхового полиса для своих работников оплатил именно АВТОВАЗ. И это при том, что по стандартам МСФО за 2009 г. АВТОВАЗ показал чистый убыток 49,2 млрд р. (см. «Хронограф» №23 (332) от 28.06.10). Такая щедрость автопроизводителя, застраховавшего своих работников, на фоне рекордных показателей убытков и массового высвобождения персонала порождает недвусмысленные вопросы.

Также важно отметить, что перестраховщик — ООО «СК «Ингосстрах — Жизнь» зарегистрирован в Москве. Филиала в Тольятти у этой компании нет. Поэтому если для застрахованного вазовца наступит страховой случай, то при каких-либо разногласиях ему придется решать свои проблемы в Москве. Заботой о работниках такой подход назвать сложно.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «ABTOA3»

- Срок действия договора с ОСАО «Ингосстрах» -1 мая 2010 г. — 30 апреля 2011 г. Согласно договору с ОСАО «Ингосстрах» для работников ОАО «АВТОВАЗ» значительно сокращен срок выплаты денег, при этом полис предусматривает максимальную сумму выплат — 100 тыс. р. Стоимость страхового полиса для своих работников оплатил АВТОВАЗ.