Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (333) | 5 июля 2010г.
 

Отбирают свиней

РСХБ взялся за бизнес Николая Туманова по-крупному

Татьяна Никонорова

До 6 октября временный управляющий СПК «Инвестиция» Игорь МАДЖУГА должен представить отчет о деятельности «Инвестиции», по итогам которого и будет приниматься решение о состоятельности или несостоятельности кооператива. Служители Фемиды тем временем рассматривают исковое заявление ОАО «Россельхозбанк» (РСХБ) к этому же сельскохозяйственному производственному кооперативу. СПК «Инвестиция» входит в структуру бизнеса известного в Ставропольском р-не и г. Тольятти бизнесмена Николая ТУМАНОВА (на фото). Председателем кооператива является Светлана КИСЕЛЕВА. Сумма задолженности СПК перед РСХБ превышает 56 млн.р.

Задолженность СПК «Инвестиция» перед фискальными органами составляет чуть более 1 млн.р. Впрочем, эта сумма не идет ни в какое сравнение с задолженностями перед РСХБ. В общей сложности СПК задолжал РСХБ 56,9 млн.р. Сумма задолженности копилась в течение длительного времени. Кредитная линия для СПК была открыта 15 августа 2006 г. При этом лимит выдачи составлял 60 млн р. под 14% годовых. Полностью рассчитаться по долгам СПК должен был до 25 марта 2014 г.

Наиболее крупные транши РСХБ СПК «Инвестиция» получил уже в августе 2006 г. -20 млн р. 27 июля 2007 г. РСХБ выдал еще один крупный транш — 19,2 млн р. В промежутках между этим «Инвестиция» получала более мелкие кредиты — от 1,7 до 5 млн р.

Средства для «Инвестиции» предоставлялись целевым образом — исключительно на строительство, реконструкцию и модернизацию свиноводческого комплекса. Можно предположить, что речь идет о комплексе, расположенном в пос. Усть-Кинельском Кинельского р-на. До определенного времени РСХБ удовлетворяло такое положение вещей, тем более что комплекс реконструировался в рамках нацпроекта «Развитие АПК». Он был включен в соответствующий перечень мероприятий. На 1 июля 2007 г. СПК даже мог представить справку по освоению кредитных средств, из которой следовало, что деньги расходуются целевым образом.

Естественный минус во всей этой кредитной истории заключался в том, что с момента открытия кредитной линии и получения первых траншей, если верить официальным данным ОАО РСХБ, СПК «Инвестиция» ограничивался лишь погашением процентов за пользование кредитными средствами, так и не приступив к погашению основного долга. Хотя РСХБ выдвигал достаточно жесткие условия, необходимые для получения кредита в банке. Фактически, для того чтобы получить 60 млн р., Николаю Туманову пришлось приложить немалые силы. В итоге в РСХБ оказалось заложено фактически все имущество СПК «Инвестиция», ЗАО «Новое село», ЗАО «Агрофирма «Нива», ОАО «Инвестиция», ИП Медведев А.И. При этом в залоге оказались и сельскохозяйственная техника, и здания и сооружения, и сельскохозяйственное оборудование, и даже свиньи, содержащиеся на ферме в пос. Усть-Кинельском — 233 головы свиноматок и хряков плюс 800 голов молодняка на откорме. В залог банку ушли также нежилое здание в Подстепках, молочный блок с домом животноводов и автогаражом в с. Ягодном.

Ситуация, при которой сельхозпредприятие, получив кредитные средства на развитие, перестает платить по обязательствам, не такая уж редкая. Сейчас на торги выставлено имущество колхоза «Жигули», в котором за счет бюджетного кредита был реконструирован и запущен молочный комплекс нового поколения. Колхоз также перестал платить по кредитам фактически сразу же после того, как молочное производство было запущено.

Не исключено, что эти действия были произведены с умыслом, для того, чтобы пустить реконструированное производство через процедуру банкротства и торгов (см. «Хронограф» №22 (331) от 21.06.10). Может быть, аналогичная судьба ожидает и комплекс имущества СПК «Инвестиция». Тем более что он с точки зрения ликвидности далеко не безнадежен. Стоимость транспортных средств и сельскохозяйственной техники, заложенных в РСХБ, составляет от 700 тыс р. до 2,5 млн р. за единицу.

Несмотря на то что обязанности председателя исполняет Светлана Киселева, фактически предприятие всегда контролировалось бизнесменом Николаем Тумановым и все вопросы, касающиеся бюджетных и кредитных траншей, курировались лично им как одним из учредителей СПК и человеком, близким руководству Ставропольского р-на. О том, что СПК «Инвестиция» был не просто частным проектом, говорит тот факт, что в числе учредителей кооператива значится ОАО «Инвестиция» (также, кстати, находящееся в состоянии банкротства) а также фермер Александр Медведев, о сельскохозяйственных успехах которого любил рапортовать при случае глава Ставропольского р-на Александр Пучков.

В любом случае, учитывая объем кредиторской задолженности СПК «Инвестиция», на восстановление деятельности СПК «Инвестиция» рассчитывать не приходится. Таким образом, можно ожидать, что бизнес Николая Туманова уходит в прошлое. А ему, похоже, остается только политическая карьера. Не исключено, что в грядущих выборах Туманов еще проявит себя.

Председатель СПК «Инвестиция» Светлана Киселева, равно как и директор самарского регионального филиала РСХБ Константин Дмитриев, эти судебные разбирательства комментировать не стали.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.