Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (333) | 5 июля 2010г.
 

Реализация планов

На промплощадке Тольятти может появиться новое предприятие

Константин Грайко

В середине июня в мэрии Тольятти состоялась рабочая встреча по вопросу строительства на городской производственной площадке предприятия по производству лифтового оборудования. В совещании приняли участие представители СРО «Российское лифтовое общество» и ОАО «Лифтэлектросервис» (ЛЭС). Данный проект предусмотрен комплексной программой социально-экономического развития Тольятти и обусловлен политикой областного правительства по размещению на территории города новых промышленных объектов, которые смогут обеспечить работой высвобождаемый с АВТОВАЗа персонал.

О возможности строительства в Тольятти завода по производству лифтового оборудования городская администрация сообщала еще в конце прошлого года. Учитывая то, что областное правительство поставило задачу создавать как можно больше новых рабочих мест на базе действующих производств, предполагается, что предприятие может быть размещено на базе ОАО «Лифтэлектросервис». Именно ОАО ЛЭС разработало стратегию развития лифтового хозяйства г. Тольятти до 2015 г., предусматривающую строительство лифтосборочного предприятия совместно с одним из лифтостроительных заводов России. Данный документ был утвержден на собрании совета директоров ОАО ЛЭС в конце мая (см. «Хронограф» №19 (328) от 31.05.10). Поскольку акционерами ЛЭС являются мэрия Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ», можно предположить их заинтересованность в реализации данного проекта.

В ответе на запрос «Хронографа» заместитель мэра по городскому хозяйству Владимир Иванов (на фото) пояснил, что «возможность строительства в г.о. Тольятти предприятия по производству лифтового оборудования находится на стадии переговоров между руководством ОАО «Лифтэлектросервис» и ОАО «Щербинский лифтостроитетельный завод». Руководство данных предприятий обратилось в мэрию г.о. Тольятти за пакетом документов для подготовки и включения проекта предприятия по производству лифтового оборудования в инвестиционный паспорт города». По мнению специалистов, выбор в пользу подмосковного Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ) достаточно очевиден. Во-первых, это головной лифтостроительный завод Российской Федерации. Во-вторых, ЩЛЗ уже имеет опыт создания подобного производства в Набережных Челнах. Сейчас предприятие, открытое в прошлом году, работает практически на весь Татарстан.

По оценкам специалистов, в Самарской обл. количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, составляет 41%. По Тольятти этот показатель еще выше -45,9%. К 2015 г. эта цифра может возрасти до 60%. Выполнение целевой программы «Капитальный ремонт, модернизация и диспетчеризация лифтового хозяйства муниципального жилищного фонда г. Тольятти на 2003-2007 гг.», принятой в 2002 г., было фактически сорвано. Эта программа предусматривала финансирование в размере 425 млн р. В реальности же было выделено всего 92 млн р. Было заменено и модернизировано 142 лифта, что составило 23% от запланированного объема, диспетчеризировано 14% и капитально отремонтировано 12%.

Возможность выполнения нынешней целевой программы капитального ремонта, модернизации и диспетчеризации лифтового хозяйства на2009 и период 2010-2011 гг. у специалистов также не вызывает оптимизма. Она рассчитана на модернизацию 64 лифтов, капремонт оборудования 18 лифтов, замену 5 лифтов, а также модернизацию систем диспетчерского контроля, на которые подключено более 800 лифтов. По самым скромным подсчетам, на это потребуется порядка 131 млн р. Однако запланированные объемы муниципального финансирования не превышают 20 млн р. По сути, этих денег хватит только на устранение аварийных ситуаций и на выполнение уже существующих предписаний Ростехнадзора, который с 2011 г. ужесточает требования по эксплуатации лифтов.

Существующая потребность жилого фонда муниципальных образований региона в ремонте, модернизации и замене лифтов позволяет говорить о высокой актуальности строительства в Самарской обл. собственного лифтового предприятия. Как заметил генеральный директор ОАО «Лифтэлектросервис» Александр Зайцев, сегодня в жилом фонде г. Тольятти эксплуатируется 4638 лифтов, из которых 2130 выработали свой ресурс и требуют модернизации или полной замены.

Расчеты говорят, что избежать негативных последствий эксплуатации устаревшего оборудования поможет только планомерная замена не менее 250 лифтов в год. Причем подойти к такому объему необходимо в кратчайшие сроки. Только в этом случае после 2015 г. рост числа подъемников, отработавших нормативный срок службы, прекратится.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра г.о. Тольятти по городскому хозяйству

- Окончательного решения о формировании этого предприятия еще нет. Это решение должно быть принято Лифтэлектросервисом. Сейчас все показатели этого проекта нами тщательно изучаются. Мы провели рабочее совещание, поставили задачи, цель которых — изучить рынок сбыта новой продукции Щербинского завода местного производства. В частности, в крупных городах на территории Самарской обл., таких как Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, и в соседствующих регионах, таких как Пензенская обл., этот анализ уже готов, скоро будем принимать решение. Рассчитывать на 185 ФЗ, как предлагали нам, неправильно, поскольку программа до 2011 г. принята и бюджеты, соответственно, сверстаны. Поэтому должен быть объективный спрос на продукцию нового предприятия.

Александр ЗАЙЦЕВ, генеральный директор ОАО «Лифтэлектросервис»

- Я неоднократно говорил, что ситуация в лифтовом хозяйстве города очень сложная. Причин этого несколько, в т. ч. высокая изношенность лифтов, поскольку основной ввод лифтов в эксплуатацию происходил в 70-80 гг. прошлого века. Также практически отсутствовало финансирование собственниками капитального ремонта лифтов с 1993 г. На это требуются огромные суммы. В связи с этим собственники лифтов теперь не могут самостоятельно справиться с проблемой обновления лифтов. Необходим внешний инвестор.

В такой ситуации приоритет должен быть отдан тем, кто профессионально занимается лифтовой отраслью. Это прежде всего лифтостроительные заводы России. Они могут организовать в Тольятти не только сборочное производство лифтов, обеспечив рабочими местами более 50 горожан, но и оказать реальную помощь в обновлении лифтового хозяйства города, предоставив, например, товарный кредит. Он может погашаться через тарифы на техническое обслуживание лифтов в течение достаточно длительного времени. Это самый разумный вариант.