Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (332) | 28 июня 2010г.
 

Махлай подготовился

Акции ТоАЗа могут оказаться пустышкой

Михаил Куракин

30 июня состоятся очередные судебные слушания по иску фирмы EURO-TOAZ LIMITED (Eurotoaz LTD) к ОАО «Тольяттиазот» и самарскому филиалу ЗАО «Центральный объединенный регистратор» (ЦОР). Суть иска сводится к попытке возврата 8,8% акций ТоАЗа, которыми Eurotoaz LTD владела до 1998 г. Вспоминая историю взаимоотношений между организациями, можно сделать ряд любопытных выводов. Особенно актуально это становится в условиях возможной консолидации пакетов Eurotoaz LTD и пакета акций ТоАЗа, который ОАО «ОХК «Уралхим» заложило в ОАО «Сбербанк РФ» (9,7%). Однако в итоге все это может оказаться очередной спекуляцией.

Информационные войны

Первые негативные упоминания о ТоАЗе, его руководстве в лице Владимира Махлая (на фото) и о подконтрольных ему лицах появились в официальном печатном органе правительства РФ. Так, в «Российской газете» (РГ), увидевшей свет 28 февраля 1998 г., появилась статья под достаточно жестким заголовком «Афера по приватизации крупнейшего в мире азотного завода, или Как Махлай обМахлевал Россию». Сегодня уже мало кто знает, что эта публикация была очень близка к истине.

«Сконцентрировав в одних руках такой громадный завод, Махлай, не зная экспортного рынка аммиака и карбамида, используя дешевую транспортную схему перекачки по трубопроводу и не советуясь со специалистами, своими непродуманными решениями наносит колоссальный ущерб, от которых страдают все производители минеральных удобрений в России и СНГ», — говорится в той публикации РГ. Между тем уже сегодня те действия Махлая и его команды едва ли можно назвать непродуманными. Понятно, что демпинговая политика ТоАЗа не могла не вызвать бурю негодования со стороны его конкурентов на российском и украинском рынках.

Причина заключается в том, что политика ТоАЗа привела к резкому падению цен на аммиак и фактически лишила производителей азотных удобрений возможности получать желаемую прибыль. Естественно, подобная динамика цен оказалась выгодна западным трейдерам. Именно в тот момент впервые Махлай продемонстрировал свою знаменитую тактику работы с коллективом предприятия. «Объясняет же г-н Махлай своему несведущему коллективу, что его действия вызваны происком врагов, что вроде бы Украина не дает ему качать в порт Южный, что якобы другие западные рынки захватывают рынки ТоАЗа, мешают ему и судовладельцы с контрактами, придумывает он и много других небылиц», — говорится в публикации РГ.

Схема сбыта, описанная в РГ, оказалась достаточно проста. Импортом продукции ТоАЗа за рубеж занималась компания «АМОТОАЗ», подконтрольная Владимиру Махлаю. На тот момент между ТоАЗом и АМОТОАЗом были подписаны две группы договоров. По первой группе тольяттинский химический завод поставлял АМОТОАЗу аммиак по фиксированной цене ($100-$125/т). Именно эти договоры и были предоставлены во все российские контролирующие инстанции как единственные.

По второй группе договоров АМОТОАЗ был назначен агентом ТоАЗа по реализации продукции в США и получал 6% от цены, по которой ему удастся сбыть эту продукцию. 94% принадлежали заводу- изготовителю. Этот контракт был представлен во все контролирующие органы США. Понятно, что полученная и никем не учтенная прибыль растворялась по офшорным компаниям, подконтрольным Махлаю и его ближайшему окружению.

16 марта 1989 г. свет увидел новый выпуск журнала «Профиль» №10 (82). В номере была опубликована статья под заголовком «В Тольятти произошла утечка аммиака. Сам же г-н Махлай считает, что с ним сводит счеты бывший партнер -американская трейдерская компания IBE».

Статья сегодня не представляется не чем иным, как попыткой руководства ТоАЗа нейтрализовать информацию, распространенную двумя неделями ранее РГ, увести ее в другую плоскость. «... проблемы у корпорации появились после разрыва отношений между ТоАЗом и IBE, которая с 1989 по 1997 г. продавала тольяттинский аммиак за рубежом», — говорилось в «Профиле».

Так, американские партнеры якобы не вернули деньги за два полученных от ТоАЗа танкера с аммиаком. На общую сумму S8 млн. Сегодня наблюдатели говорят, что пропажа двух танкеров практически невозможна. Также представители IBE якобы начали атаку на ТоАЗ в одной из эмигрантских газет, «...параллельно представители IBE начали активно скупать акции предприятия у его работников (95% акций завода принадлежало рабочим и руководству)», — говорилось в публикации «Профиля». В интервью «Профилю» один из прежних топ-менеджеров ТоАЗа отметил: «Их целью было набрать 10% акций, чтобы посадить своего представителя в совет директоров и иметь доступ ко всей информации, влиять на политику корпорации. Но они сумели набрать не больше 5-7% акций. Сразу после этого мы провели допэмиссию на тот случай, если скупка снова повторится».

Сегодня последнее высказывание выглядит достаточно странно. Если предприятие выпускало дополнительные акции, чтобы размыть пакеты т. н. миноритариев, то почему тогда последние не приняли участия в этой процедуре? Если они не были надлежащим образом извещены, тогда это вполне можно было квалифицировать как нарушение законодательства. Что же касается активной скупки акций, то ее мог проводить и сам Махлай через подконтрольные ему офшорные компании. Причем делать он мог это на средства, которые оседали по описанным выше экспортным схемам.

Сомнительные допэмиссии

30 июня 2010 г. в Арбитражном суде Самарской обл. состоятся слушания по иску компании Eurotoaz LTD. Суть исковых требований сводится к обязанию ТоАЗа и его регистратора ЦОР восстановить Eurotoaz LTD в реестре акционеров ТоАЗа с долей в уставном капитале 8,806%. Сделать это истец требует согласно проспекту эмиссии акций ТоАЗа, зарегистрированному по состоянию на 7 ноября 1997 г. в Самарском региональном отделении ФКЦБ России. 25 марта 1997 г. совет директоров ТоАЗа утвердил отчет об итогах размещения третьего выпуска ценных бумаг общества. Несмотря на тот факт, что фирма Eurotoaz LTD не подписывала никаких документов, ее доля в результате третьей эмиссии сократилась до 8,806% акций с прежних 10%. Т.е. доля компании фактически была размыта. С течением времени отметки об акциях, принадлежавших Eurotoaz LTD, исчезли из реестра ТоАЗа (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10). Сегодня представителем Eurotoaz LTD по доверенности является известный тольяттинский предприниматель, президент ЗАО «Корпорация «Импульс» Евгений Седыкин. Последняя организация как раз располагается в г. Тольятти, по ул. К.Маркса, 47, офис 1.

Активизация Eurotoaz LTD сегодня смотрится достаточно странным проявлением. Не исключено, что именно по инициативе руководства этой компании 28 февраля 1998 г. появилась статья в РГ. Между тем после этих событий прошел уже достаточно внушительный срок.

Однако дело, по большому счету, ограничилось лишь письмами от 1998 г. в адрес министра МВД РФ Сергея Степашина и генерального прокурора. Причем после передачи этих материалов в ГУВД по Самарской обл. в здании главка произошел сильнейший пожар. Естественно, материалы, касающиеся деятельности ТоАЗа и ЦОР, восстановить не удалось.

Можно ли увязывать эти два события, сегодня сказать сложно, однако после этого пожара активность Eurotoaz LTD поубавилась. До последнего времени все ограничивалось лишь перепиской с руководителем самарского филиала ЦОР Евгением Королевым.

В конце 2009 г. многим стала заметна активизация Eurotoaz LTD. 18 февраля 2010 г. СУ при УВД г. Тольятти было подготовлено и утверждено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. 9 марта 2010 г. СУ при УВД г. Тольятти постановило, что Eurotoaz LTD признается потерпевшей стороной. Сегодня эта активизация кажется достаточно странной, хотя у руководства Eurotoaz LTD могут быть свои мотивы.

Перспективы для спекулянтов

Стоит напомнить, что в середине 2008  г. в ГК «РЕНОВА», подконтрольной Виктору Вексельбергу, было принято решение о продаже 7,5% акций ТоАЗа. уже 3 июля 2008 г. ОАО «ОХК «Уралхим» официально объявило о приобретении 7,5% акций ТоАЗа у ООО «РЕНОВА Оргсинтез» (входит в ГК «РЕНОВА»). Сумма сделки не распространялась, однако неофициальные источники говорили о $147 млн. Договор о покупке акций был заключен 26 июня 2008 г. Исходя из цены бумаг Тольяттиазота в RTS Board на эту дату указанный пакет стоил порядка $204 млн. На 3 июля рыночная стоимость данного пакета составила $249 млн. (см. «Хронограф» №28 (243) от 7.07.08). За короткий срок Уралхиму удалось консолидировать 9,7% акций тольяттинской химической компании.

В условиях того, что с середины 2009 г. ситуацию на Уралхиме сложно назвать стабильной, руководством компании было принято решение заложить в т.ч. и акции ТоАЗа в Сбербанк РФ по сделке репо, т.е. с последующим выкупом. «Пакет Уралхима в ТоАЗе — 9,7% — заложен по сделке репо в Сбербанке, говорится в меморандуме к несостоявшемуся IPO холдинга Дмитрия Мазепина. За акции Уралхим смог получить $75,8 млн, договор был заключен 30 ноября 2009 г.», — говорится в сообщении химического новостного портала www.rcc.ru от 10 мая 2010 г.

Между тем в неформальных источниках все чаще стала появляться информация о том, что руководством Сбербанка РФ уже проводились переговоры с некой околоправительственной структурой о продаже пакета акций ТоАЗа. Не исключено, что именно с этими событиями может быть связана активизация Седыкина и представляемой им фирмы Eurotoaz LTD. В качестве одного из основных интересантов на покупку акций ТоАЗа сегодня рассматривается ОАО «АФК «Система», подконтрольное Владимиру Евтушенкову.

Скорее всего, понимая, что на акции ТоАЗа может начаться спрос, Седыкин и попытался «воскресить» спор о 8,8% акций. Тем более что, по его же словам, на недавнем собрании акционеров ТоАЗа, 29 мая, ему удалось пообщаться с представителем Сбербанка РФ. Основная проблема для потенциальных инвесторов сегодня может заключаться в том, что среди активов ТоАЗа находятся лишь четыре агрегата по производству аммиака КЕМИКО. По информации источников с ТоАЗа, этим агрегатам необходима реконструкция. Вложения в каждый из них могут составить $30 млн. Поэтому покупку акций ТоАЗа сегодня едва ли можно назвать перспективным вложением, если только новый соучредитель не сумеет найти механизмы для отмены перевода активов и дочерних зависимых обществ (ДЗО) ТоАЗа в ООО «Томет» и прочие офшорные компании, подконтрольные Владимиру Махлаю.