Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (332) | 28 июня 2010г.
 

Ситуация накаляется

Общественность недовольна работой правоохранителей

Михаил Куракин

На минувшей неделе следственным отделом по г. Тольятти следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ были начаты следственные действия в рамках возбужденного уголовного дела по факту избиения Владимира КАЛУГИНА сотрудниками УВД по Комсомольскому р-ну г.о. Тольятти (КРУВД). Подобные противоправные действия сотрудников милиции давно стали классикой жанра. Озабоченность этими процессами проявила уполномоченный по правам человека в Самарской обл. Ирина СКУПОВА (на фото).

Стоит напомнить, что 8 мая в редакцию «Хронографа» обратился житель Комсомольского р-на г. Тольятти Владимир Калугин. 30 апреля 2010 г. в вечернее время суток он был задержан сотрудниками КРУВД и доставлен в ведомство. В здании КРУВД Калугин пробыл до утра. Сотрудники КРУВД, судя по всему, дежурившие в ту ночь, применили к Калугину физическое воздействие. По словам Калугина, в его избиении принимали участие трое сотрудников КРУВД. Позже факт получения побоев нашел свое отражение в диагнозе, поставленном сотрудниками МУЗ «Городская больница №4 г.о. Тольятти». Ему был поставлен диагноз: сотрясение головного мозга, ушиб ребер, кровоподтеки.

5 мая Калугин обратился с заявлением в прокуратуру Комсомольского р-на г.о. Тольятти. Уже 11 мая заместитель прокурора Комсомольского р-на Андрей Логунов сообщил, что заявление Калугина о неправомерных действиях сотрудников милиции направлено в следственное отделение по Центральному р-ну г. Тольятти СО по Тольятти СУ СК при прокуратуре РФ по Самарской обл. В середине второй декады июня следователями СК было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в отношении неустановленных лиц. Примечательно, что дело было возбуждено не в отношении конкретных сотрудников КРУВД, а по факту избиения Калугина. С одной стороны, возбуждение дела выглядит весьма положительно. С другой, все это может стать следствием возможной договоренности, когда ответственность за совершенное преступление понесут не все избивавшие Калугина сотрудники КРУВД.

Между тем особое внимание стоит обратить на факт фальсификации документов, который был осуществлен сотрудниками КРУВД. Речь идет о медпомощи, якобы оказанной Калугину 5 мая 2010 г. (см. «Хронограф» №19 (328) от 31.05.10). Стоит напомнить, что согласно законодательству у следствия есть два месяца для того, чтобы разобраться во всех нюансах в рамках возбужденного уголовного дела. Иначе говоря, следствие должно подойти к концу в середине августа.

Достаточно ярко о работе КРУВД говорит случай, произошедший в начале 2010 г., когда задержанный Михаил Яценко покончил жизнь самоубийством. По факту происшествия руководству КРУВД были вынесены дисциплинарные взыскания (см. «Хронограф» №16 (325) от 4.05.10).

Между тем из-за частоты подобных случаев ситуация начинает накаляться. Так, 10 июня уполномоченный по правам человека в Самарской обл. Ирина Скупова распространила «Заявление в связи с общественным протестом против нарушений прав граждан сотрудниками правоохранительных органов». «Парадоксальной особенностью правоотношений силовых структур и населения в 2009 г. стало то, что, несмотря на критические оценки высшего руководства и волну общественного недовольства деятельностью органов внутренних дел, несмотря на заявленные реформы, качественных изменений к лучшему пока не происходит», — говорится в сообщении уполномоченного по правам человека.

Также, по мнению Ирины Скуповой, существует целый перечень системных проблем в правоохранительной деятельности. Прежде всего это касается некачественных проверок информации о фактах причинения насилия как подозреваемым, так и по отношению к гражданам, находящимся вне уголовного преследования. Также в сообщении уполномоченного по правам человека уделяется внимание непризнаваемости фактов незаконных методов ведения допросов и иных следственных действий. Подчеркиваются многократные и безрезультатные дополнительные проверки по уголовным делам, по итогам которых содержание постановлений копируется с точностью до запятой, что порождает многочисленные вопросы граждан, в чем же заключались эти проверки и проводились ли они вообще, а также игнорирование информации и доводов заявителей и излагаемых ими фактов.

«Критичными для отношений общества и силовых структур являются не сами по себе нарушения, а неготовность со стороны правоохранительных органов признавать их истинный масштаб и «сдавать» конкретных виновников. Большинство проблем носят латентный характер и не признаются руководством органов до тех пор, пока очередная критическая ситуация не становится достоянием общественности», — говорится в сообщении Ирины Скуповой.

Из всего этого можно сделать несколько выводов. Случай, произошедший с Кулагиным, не является единичным. Он всего лишь является частью сложившейся системы, которая подтверждается и в сообщении уполномоченного по правам человека Ирины Скуповой. Даже несмотря на резонанс, едва ли руководство КРУВД понесет какую-либо ответственность за факт избиения гражданина.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.