Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (324) | 26 апреля 2010г.
 

Гастрономические займы

Продовольственные сети станут более зависимыми от кредитного ресурса

Константин Грайко

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2009 г. составил 14,5 трлн р., что на 5,5% меньше, чем в 2008 г. По сравнению с большинством прочих отраслей экономики розничная торговля оказалась более устойчива к последствиям кризиса, однако на фоне роста в докризисные годы снижение даже на 5,5% выглядит существенным. Исследование, проведенное аудиторской компанией «Эрнст энд Янг», показало, что главными негативными последствиями кризиса для розницы стало изменение покупательского спроса и удорожание заемного финансирования.

Что касается привлечения финансирования, то в кризис продовольственная розница стала проявлять больший интерес к банковским кредитам, отмечают эксперты. При этом ставки по займам выросли, а многие банки не захотели идти на уступки ритейлерам. Причина в том, что основной вид залога, который может предложить им розница — товары в обороте, слишком зависим от конъюнктуры рынка и, соответственно, имеет повышенную рис-ковость. Недвижимость, также нередко используемая в качестве обеспечения по кредитам, упала в цене. Как показывает практика, большинство региональных розничных организаций берут кредиты в основном на развитие, в меньших масштабах -на пополнение оборотных средств. Сегодня продуктовый ритейл предпочитает брать отсрочку платежа у поставщиков товаров.

Директор самарского супермаркета «Пальмира-С» Тамара Оркина, например, обозначила свою позицию так: «Мы с кредитованием на оборотку не связываемся. Если только под реконструкцию, а под продукцию — нет. Ставки нужны поменьше, потому что невозможно под такие проценты работать». Финансовый директор сызранского ООО «Биг-Мак» Марианна Бирюкова с подобной точкой зрения согласна: «На оборотные средства мы не привлекаем кредиты, только на длительные инвестиции. Я считаю, что кредиты на инвестиции должны выдаваться на срок от 5 до 7 лет по ставке 11-13% годовых». Главный бухгалтер самарского ООО «Санар» Екатерина Рогожина отметила: «Кредитные деньги нам необходимы в основном на пополнение оборотных средств. Оптимальные сроки кредитования — год, а процентная ставка — 14%». При этом специалисты тольяттинского ЗАО «ФИА-БАНК», ознакомившись с такими пожеланиями предпринимателей, отметили, что сегодня получить кредиты на таких условиях вполне реально.

Гендиректор сети супермаркетов «Атлант» (г. Самара) Наталья Аламарчук считает, что «удобнее работать с теми банками, которые предлагают лучшие условия. А уж федеральный он или местный, по большому счету, не важно. Есть местные банки, которые работают абсолютно нормально». Руководитель одной из тольяттинских торговых организаций заметил:

Скоро ритейлерам для расчетов с поставщиками будет выгоднее привлекать кредитный ресу
Скоро ритейлерам для расчетов с поставщиками будет выгоднее привлекать кредитный ресу

«Мы пользуемся кредитами на товар, на какую-то реконструкцию или закупку оборудования, чтобы не выдергивать из оборота деньги. Мы давно работаем с ФиаБанком, обслуживаемся в нем, там и кредиты берем. Потому что все наши обороты проходят через него: там видят, как мы работаем. Соответственно, и подход уже другой, когда в банке знают клиента».

В пользу региональных кредитных учреждений работает не только индивидуальный подход к клиенту, но и постоянно расширяющийся спектр сопутствующих услуг. Например, тот же ФиаБанк разработал ряд технологических продуктов, направленных на поощрение клиентов торговых организаций с помощью пластиковых карт (подарочные и бонусные карты). Подарочная карта обеспечивает получение 100% предоплаты за товар и равномерный потребительский спрос даже в периоды послепраздничных спадов. Бонусная карта предназначена для обеспечения многократных повторных покупок в магазине и формирует круг постоянных покупателей торгового предприятия.

В целом и участники рынка, и эксперты сходятся во мнении, которое обозначил директор ООО «Стаер» (г. Сызрань) Владимир Камышанец: «Надо выбирать банк в зависимости от обстоятельств. С одной стороны, у федеральных банков заемные средства дешевле, но процедура оформления сложнее и дольше. По получению и обслуживанию займа удобнее работать с местными банками. Если еще совсем недавно альтернативы Сбербанку практически не было, то сейчас местные банки составляют ему серьезную конкуренцию».

Возможно, региональным продавцам поможет опыт ритейлеров федерального уровня. Так, в ноябре 2008 г. ВТБ открыл компании Х5 Retail Group кредитную линию на 7 млрд р., а в 2009-м увеличил ее еще на 2 млрд. Сетям «Магнит» и «Седьмой континент» ВТБ выделил по 2,5 млрд р., «Виктория» получила 2,7 млрд р. у Сбербанка. Такая финансовая поддержка позволила сетям стать независимыми от поставщиков и диктовать им свои условия. Генеральный директор Х5 Лев Хасис тогда прокомментировал ситуацию так: «Основной инструмент давления на поставщиков — финансовая мощь ритейлера. Если другие сети пытаются кредитоваться за счет поставщиков и не выставляют жестких требований, то Х5 этого не нужно: запускать новые магазины и ремонтировать старые сеть может благодаря кредитным линиям банков».

Комментарии

Анатолий ВОЛОШИН, председатель правления ЗАО «ФИА-БАНК»

- Сегодня у региональных банков, я считаю, одна большая проблема — конкуренция по кредитованию. У федеральных банков есть дешевые ресурсы, и они могут выбрать лучших клиентов, которых можно прокредитовать. Региональным банкам остается «черная» работа — выбирать достаточно рискованных клиентов, которых нужно вытаскивать, за которых нужно научиться управлять, нужно реструктурировать их задолженности.

Сегодня в ФиаБанке кредиты выдаются через венчурный фонд, через гарантийный фонд правительства Самарской обл., через кредиты банка «РБР». Есть еще масса программ. И у нас просто крик отчаяния: «Малый бизнес, приходите к нам!» Существует одна задача — научиться понимать друг друга. Приходите в банк и, самое главное, учитесь получать кредиты. Ведь надо иметь какую-то школу. Надо не просто приходить за кредитом и давать заявку, нужно к этому готовиться так, чтобы вам уже не могли отказать из-за отсутствия бизнес-плана, залога или недостающих документов.

Владимир ПАНАРИН, и.о. директора ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл.»

- Существует мнение, что главная проблема в кредитовании малого бизнеса — нежелание банков давать кредиты. На сегодняшний день имущество упало в цене, доходы большинства предприятий тоже снизились, поэтому предприниматели среди причин, затрудняющих получение кредита, выделяют следующие: недостаточность залога и высокие процентные ставки.

Действительно, в начальный период кризиса многие банки ужесточили требования, предъявляемые к залоговому имуществу. Наблюдалось увеличение процентной ставки по кредитам либо вообще приостановили выдачу кредитов малому и среднему предпринимательству (МСП). За 2009 г. ситуация поменялась в лучшую сторону, и если в первом полугодии банки как бы «раскачивались» и анализировали рынок, то во второй половине 2009 г. наблюдалась активность банков в наращивании объема кредитного портфеля.

На сегодняшний день из проблем, связанных с получением кредита в банке, можно выделить только одну: сложившийся стереотип у потенциальных заемщиков о том, что банки по причине нежелания осуществлять кредитование МСП, намеренно затрудняют и затягивают процесс предоставления кредита. Сегодня банки значительно активнее занимаются кредитованием. Кроме того, некоторые из них сегодня предлагают беззалоговые кредиты, что делает заемные средства еще более доступными.