Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (322) | 12 апреля 2010г.
 

Трудности недофинансирования

На инженерных сетях АВТОВАЗа произошла вполне ожидаемая авария

Михаил Куракин

3 апреля в Автозаводском р-не г. Тольятти произошла авария на канализационном напорном коллекторе, принадлежащем ОАО «АВТОВАЗ». Для локализации аварии потребовалось отключение холодного водоснабжения района. Официальной причиной аварии стал износ. По мнению наблюдателей, это всего лишь следствие. Истинная причина, скорее всего, кроется в хроническом недофинансировании ремонтных работ со стороны АВТОВАЗа. Это выглядит странно в условиях того, что в тариф, по которому жители района оплачивают стоки, уже заложены средства для ремонта указанных сетей.

Авария произошла на сетях АВТОВАЗа на напорном коллекторе хозфекальной канализации, сброс с которой поступает в Куйбышевское водохранилище. Официальная причина аварии — износ коммуникационных сетей напорного коллектора. Хотя озвучивались и другие причины произошедшего. Многие специалисты склонны считать, что помимо износа трубопроводов, выразившегося в критическом уменьшении толщины стенок трубопровода, на аварию повлияло и весеннее время года с перепадами температур. Так, в течение дня происходит активное движение как самого грунта, так и грунтовых вод. Однако в неформальных источниках сегодня можно встретить информацию о том, что истинная причина аварии — хроническое недофинансирование ремонтных работ по поддержанию трубопроводов ОАО «АВТОВАЗ». «Если это один порыв — это случайность. Два — подозрение. А тут уже второй год. И системно. В прошлом году было два порыва. В этом году — три. 7 апреля один был устранен. Два находились в работе», — отметил источник, близкий к автозаводу.

Для локализации аварии было произведено сначала ограничение, а потом и полное отключение подачи холодной воды потребителям.

«Снижая только холодную воду, автоматически снижается и потребление горячей воды. Соотношение всегда 60/40. Был период, когда пытались частично регулировать. Потом полностью останавливали подачу холодной воды», — отметил заместитель генерального директора ОАО «ТЕ-ВИС» по маркетингу Сергей Анташев. Все это было произведено для снижения уровня в системе водоотведения. Скорее всего, в момент локализации водоотведение осуществлялось за счет перевода потока на вторую нитку напорного трубопровода. Стоит отметить, что по прорвавшемуся напорному канализационному коллектору осуществляется сброс хозфекальных вод как с территории Автозаводского р-на, так и с территории автозавода. Между городом и АВТОВАЗом заключено т.н. тарифное соглашение, когда в тариф жителям района закладываются средства для ремонта и поддержания коллекторов АВТОВАЗа. Эту информацию подтвердил и заместитель мэра г. Тольятти по городскому хозяйству Владимир Иванов: «Это стоки ОАО «АВТОВАЗ» и городские. Но мы по тарифному соглашению через население оплачиваем часть своих стоков». В этой ситуации весьма странным выглядит тот факт, что коллектор оказался настолько изношен. «Там две нитки. АВТОВАЗ в 2008 г. освоил на одном из коллекторов более 100 млн р. для модернизации этого напорного коллектора. Выполнил определенные работы. Проложил пластиковую трубу в существующей трубе», — добавил Владимир Иванов.

По неофициальной информации, протяженность трубопроводов АВТОВАЗа значительно превышает протяженность коллекторов ОАО «ТЕВИС». Однако, по информации источников из ТЕВИСа, в 2010 г. на текущие и капитальные ремонты трубопроводов в обществе закладывается 300 млн р. В беседе с корреспондентом «Хронографа» Сергей Анташев подтвердил сумму, заложенную на ремонты, и так прокомментировал ситуацию: «По поводу протяженности трубопроводов мне судить сложно. У АВТОВАЗа трубы больше диаметром. Потому что у нас разводные сети, а у них сети водозабора и очистных сооружений. Они собирают то, что мы им сдаем. Плюс нагрузка самого автозавода и ТЭЦ. Но в любом случае понятно, что на устранение аварии всегда нужно как минимум в полтора раза больше средств, чем на системный ремонт». Что же касается износа, то любой износ — это в любом случае недоработка. «Конечно, недоработка. Для чего ФЗ-210 был принят более двух лет назад? По этому закону в городах необходимо провести инвентаризацию всех сетей. Определить, какие сети как содержать. И как развивать. Определены источники поступления средств. Их четыре. У нас эта программа по каждому предприятию и по городу утверждена думой. Т.е. законы есть, все прописано, средств не хватает, износ увеличивается. В таких условиях находятся города. Сейчас можно ждать по любому направлению аварийную ситуацию. У нас износ коллекторов составляет 68%», — отметил председатель постоянной комиссии ТГД по городскому хозяйству Александр Денисов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.