Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (320) | 29 марта 2010г.
 

Системный спор

Взаимоотношения между поставщиками и УК помогут наладить приборы учета

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе продолжился судебный спор между МУП «ПО КХ г. Тольятти» (ПО КХ) и ООО «Управляющая компания №3» (УК №3). ПО КХ пытается взыскать чуть более 27,5 млн р. Спор возник из-за того, что компании не могут найти устраивающую обе стороны методику расчета потребления холодной воды. Причиной спора стало отсутствие в домах, обслуживаемых УК №3, общедомовых приборов учета. Спор ПО КХ и УК №3 носит системный характер. Для окончательного решения подобных проблем мэрия Тольятти во главе с Анатолием ПУШКОВЫМ (на фото) должна позаботиться о скорейшей массовой установке общедомовых приборов учета не только в Автозаводском, но и в других районах города.

Посчитали по-разному

23 декабря 2009 г. МУП «ПО КХ» подало заявление в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к ООО «УК №3». Генеральным директором ПО КХ является Александр Дружинин, генеральным директором УК №3 – Виктор Силивоненко. Как пояснили стороны, спор основан на различных подходах к подсчету количества холодной воды, поставляемой ПО КХ, на дома, которые обслуживаются УК №3, не оборудованные общедомовыми приборами учета. Стало известно, что задолженность перед ПО КХ в размере чуть более 27,5 млн р. сформировалась в течение 2009 г.

«Мы умножаем количество граждан, зарегистрированных в том или ином доме, на соответствующий данной категории дома норматив. УК собирает плату с граждан, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, по их показаниям, при отсутствии приборов учета — по нормативам. Возникает разница в подсчетах», — пояснил по этому поводу директор по экономике и финансам МУП «ПО КХ» Алексей Бузинный. При этом он отметил, что действующее законодательство позволяет ПО КХ, в случае если отсутствует общедомовой прибор учета, рассчитывать объем потребления исходя из протока воды через полное сечение трубы 24 часа в сутки. «Мы этого не делаем. Но мы и не можем учитывать мнение УК, основанное на показаниях индивидуальных приборов учета, потому что мы не работаем на тех сетях, где они стоят. Не исключено, что УК допускает неучтенные утечки во внутридомовых сетях или они могут заливать катки. Почему мы за это должны платить?» — поделился Алексей Бузинный. Тем не менее представитель ПО КХ не считает свою точку зрения единственно верной. «Если суд решит, что мы не правы, ПО КХ придется сделать перерасчет. Если же УК №3 проиграет, то им придется идти в муниципалитет и доказывать сумму выпадающих доходов и получать компенсацию из бюджета», — добавил Алексей Бузинный. Виктор Силивоненко заявил, что его компания готова отстаивать свою точку зрения вплоть до Верховного суда РФ.

Неслучайная ошибка

Спор между ПО КХ и УК №3 носит системный характер. Основой системы является отсутствие на многоквартирных домах общедомовых приборов учета. Пожалуй, единственный выход из ситуации — массовая установка общедомовых приборов учета по всем видам ресурсов. Этот процесс регламентируется федеральным законом (ФЗ) № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В рамках реализации ФЗ №261 в Тольятти разработана долгосрочная целевая программа. В соответствии с программой до 2015 г. планируется оснастить приборами учета 1474 многоквартирных дома. В 2009 г. на эти цели было направлено 73,947 млн р., установлено 164 прибора учета. В 2010 г. по этой программе планировалась установка 521 прибора учета в 143 домах с бюджетом работ 139,967 млн р. Однако позже первоначальные планы были скорректированы. «В соответствии с информацией департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти в 2010 г. планируется установка приборов учета в 390 многоквартирных домах Автозаводского р-на. В настоящее время подготовлен проект постановления мэрии г. о. Тольятти о внесении изменений в долгосрочную целевую программу в части адресного перечня многоквартирных домов, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета, исходя из запланированных в бюджете средств в размере 174,6 млн р.», — пояснил в своем заключении руководитель информационно-аналитического управления (ИАУ) Тольяттинской городской думы (ТГД) Сергей Балахонкин. Важно отметить, что в бюджете Тольятти на 2010 г. заложены иные параметры на оприборивание многоквартирных домов. На эти цели предусмотрено 267 млн р., существует список из 403 домов. Неосвоенными пока остаются около 92 млн р.

Так или иначе, абсолютное большинство домов (уже оприборенных или ожидающих этого) находятся в Автозаводском р-не. В этом смысле Центральный и Комсомольский пока оказываются в обделенном положении. Такой подход можно назвать дискриминационным.

Решать придется

Чтобы избежать негативных последствий для жителей города, которые могут повлечь за собой споры между УК и поставщиками ресурсов, мэрия Тольятти должна поспособствовать скорейшей массовой установке общедоступных приборов учета не только в Автозаводском р-не. В ином случае мэрия Тольятти в лице мэра Анатолия Пушкова может оказаться перед фактом необходимости изыскания средств для погашения задолженностей УК перед поставщиками, в частности перед ПО КХ. Если же мэр Пушков предпочтет самоустраниться от решения проблемы непогашенных долгов УК перед ПО КХ, а также от других аналогичных долгов (в т.ч. по выпадающим доходам за тепло), это может привести к непредсказуемым последствиям. Вполне возможно, что к старту следующего отопительного сезона МУП «ПО КХ», единственным учредителем которого является тольяттинский муниципалитет, из-за кассовых разрывов окажется неспособным обеспечить нормальное снабжение водой и теплом двух районов Тольятти. О том, что мэрия Тольятти умеет решать проблемы выпадающих доходов УК, можно было судить в 2009 г. на примере перечисления 55 млн р. в пользу ООО «ДЖКХ», ООО «УК №1», ООО «УК №2» на оплату ресурсов, поставленных ОАО «ТЕВИС».

Справка:

Органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления должны обеспечить поэтапно (не позднее 1 января 2012 г.) организацию и финансирование работ по оснащению жилых домов приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, в т.ч. многоквартирных жилых домов коллективными и общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами по переходу на расчет по показаниям приборов учета). Также в течение 2010-2011 гг. органы местного самоуправления с участием организаций, осуществляющих подачу энергоресурса, должны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической и тепловой энергии, природного газа и воды в частном жилищном фонде.

(Из справки информационно- аналитического управления ТГД по полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ №261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»)

Комментарии

Алексей БУЗИННЫЙ, директор по экономике и финансам МУП «ПО КХ»

- Ранее мы выиграли судебный спор по поводу того, что в отношениях между поставщиком ресурсов и УК неприменимы нормы постановления правительства РФ №307. Это постановление в части доначислений и перерасчета регулирует взаимоотношения между УК и потребителем услуг — населением. С нашей стороны есть понимание того, что если нет общедомового прибора учета, то расчет ведется по нормативам потребления. Понятно, что у УК нет другого источника сбора средств, как с населения. С другой стороны, у УК есть возможность установить общедомовые приборы за собственный счет либо за счет средств жителей или заемных средств.

По иному вопрос может быть решен после реализации мероприятий ФЗ №261. При этом можно понять УК, которые работают в Центральном и Комсомольском р-нах. УК, работающие в Автозаводском р-не, не тратят собственные средства на установку общедомовых приборов учета. Получается, для одних мы создаем льготные условия, для других — нет. Вот если бы органы власти продекларировали: УК Центрального и Комсомольского р-нов устанавливают общедомовые приборы учета, а затраченные средства компенсируются из бюджета, то это бы дало определенный толчок.

Виктор СИЛИВОНЕНКО, генеральный директор ООО «УК №3»

- Спор связан с дисбалансом при начислении платы за воду. Они начисляют по своим правилам, по балансовому методу, по нормативам, которые не берут в расчет установленные индивидуальные приборы учета. Это не только у нас такая ситуация.

- Как будете выходить из этой ситуации, ведь сумма солидная?

- Да никак. Суды мы все проигрываем и, скорее всего, проиграем. Просто сейчас дойдем до Верховного. Будем должны, вернее, должны будем расплачиваться.

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра по городскому хозяйству

- Здесь не может идти речь о каких-то выпадающих со стороны бюджета. Здесь вступает в силу постановление №307. Договор поставки идет через УК. Речь идет о дисбалансе между УК и поставщиком. Поэтому если УК докажет фактическое потребление, то бодания все закончатся. Мы ведем переговорные процессы и пытаемся сдерживать. Будем за этим следить и муниципальные предприятия будем немножко щучить.