Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (319) | 22 марта 2010г.
 

Лукина переехало долгами

Сбербанк инициировал банкротство дилера «Лука-Авто»

Илья Казаков

17 марта было рассмотрено дело о банкротстве ООО «Лука-Авто». Авто дилер уже задолжал ЗАО «Самарагорэнергосбыт» 521,8 тыс. р., ОАО «Самара-Лада» — 1 млн р., в процессе рассмотрения — претензии Министерства строительства и ЖКХ Самарской обл. на 1 млн р. Конечное банкротство автобизнеса Владимира ЛУКИНА инициировало ОАО «Сбербанк РФ», мотивируя заявленное требование отказом дилера платить по кредитам.

Вероятная перспектива банкротства компании обрисовалась еще в марте 2009 г. 25 марта прошлого года ООО «Лука-Авто» подало в суд на ООО «Строй-инженеринг». Дилер требовал государственной регистрации прекращения договора долевого участия в строительстве и решения по встречному иску «Строй-инженеринг» к «Лука-Авто» об обязании внести изменения и засчитать оплату в размере 37,274 млн р. по договору. Как следовало из материалов дела, между ООО «Лука-Авто» и ООО «Строй-инженеринг» был заключен договор генерального подряда на строительство автомобильного салона по продаже и обслуживанию автомобилей. Салон должен был расположиться на пересечении ул. Промышленности и ул. Авроры в Советском р-не Самары. Здание планировалось на 8-9 этажей, общая площадь -11,334 тыс. кв. м. В соответствии с договором дилер обязался произвести оплату безналичным расчетом или оплатить работу по бартеру — передачей помещений «Строй-ин-женерингу» в строящемся объекте. Передать помещения в собственность планировалось после получения разрешения на ввод в эксплуатацию построенной недвижимости. Согласно материалам дела цена договора составила 37,274 млн р. Но вскоре стало известно, что ООО «Строй-инженеринг» передало право требования объекта долевого участия некоей Богдановой. Причем до этого «Строй-инженеринг» уже получил безналичным расчетом 37,274 млн р. за свои услуги в полном объеме.

Компания Владимира Лукина предложила расторгнуть договор долевого участия или вернуть оплаченную сумму, но получила отказ.

Кроме того, «Строй-инженеринг» указало на то, что согласно акту сверки от 10 июня 2008 г. задолженность «Лука-Авто» перед ним по договору подряда составляет 45,68 млн р. и предложил засчитать в сумму «задолженности» 37,274 млн р., уже перечисленные безналичным расчетом. В итоге суд счел правой сторону Владимира Лукина, постановил взыскать в пользу автодилера 37,274 млн р. «Строй-инженеринг» подал апелляционую жалобу. 3 марта 2010 г. суд оставил решение первой инстанции в силе. Но, как выяснилось, с 11 ноября 2009 г. в отношении «Строй-инженеринга» уже была введена процедура наблюдения, а компания попала под процедуру банкротства. В списках кредиторов «Лука-Авто» не фигурирует, вероятно, компания не успела подать заявку с требованиями. Более того, по оценкам экспертов, само строительство салона, вероятно, велось ООО «Лука-Авто», как это распространено, на заемные средства.

В автосалонах сегодня немноголюдно
В автосалонах сегодня немноголюдно

Кредитором, скорее всего, выступило ОАО «Сбербанк». 17 марта было рассмотрено требование Кировского отделения филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк РФ» о признании ООО «Лука-Авто» банкротом, пока без разглашения размера претензий. Стоит напомнить, что Сбербанк уже выступал инициатором банкротства ряда автодилеров в Тольятти, таких как ООО «Автовек» (см. «Хронограф» №44 (308) от 21.12.09) и ООО «Юкка» (см. «Хронограф» №25 (289) от 13.07.09). В суде сейчас также рассматриваются требования Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Самарской обл. к «Лука-Авто» на 1 млн р. Также суд уже признал законными претензии ЗАО «Самарагорэнергосбыт» на 521,8 тыс.р. Лента контроля на трансформаторе «Лука-Авто» была сорвана, и энергопринимающие устройства дилера за период с 1 марта 2008 г. по 27 октября 2008 г. безучетно потребили электроэнергии на 566,2 тыс. р., из которых было оплачено лишь 104,9 тыс. р. Дополнительно были начислены пени.

Самые крупные требования к компании представлял оппонент по рынку — ОАО «Самара-Лада». В мае 2009 г. «Самара-Лада» предоставила «Лука-Авто» 124 товарных автомобиля на общую сумму 30,6 млн р., которые дилер почему-то решил не оплачивать. Причем, согласно данным «Самара-Лада», на 31 марта 2009 г. «Лука-Авто» уже имело подтвержденную задолженность перед «Самара-Лада» в сумме 120 тыс. р., которая также не была погашена. В октябре «Лука-Авто» наконец смогло рассчитаться по долгу, но ему были вменены еще проценты на пользование чужими денежными средствами на 1 млн. р. Незадолго до конфликта с кредиторами компания «Лука-Авто» выпала из списка официальных дилеров ОАО «АВТОВАЗ», а в Самаре исчезла реклама компании.

По мнению аналитиков, в текущей ситуации сложившаяся нездоровая финансовая атмосфера вокруг «Лука-Авто» может стать концом для всего автобизнеса Владимира Лукина. По данным Росстата, он является также учредителем и директором ООО «Авангард Авто», занимающегося оптовой торговлей автомобилями, и соучредителем ООО «Автоцентр Отрадный». Эксперты сомневаются, что после банкротства «Лука-Авто» эти компании продолжат полноценную деятельность. Компании Лукина работали в автобизнесе региона с 90-х гг., но оставались в стороне от публичной огласки, как и их учредитель. Известно лишь о давнем личностном конфликте Владимира Лукина и экс-руководителя ГАИ УВД Самары Игоря Рудакова.

Владимир Лукин оказался недоступен для комментариев.

Комментарии

Дмитрий ШЕДОГУБОВ, начальника службы сервиса ЗАО «Автосалон Арго»

- Стоимость нормо-часа не изменилась. Есть акция по ее снижению, но она действует уже около года. По гарантийному обслуживанию ситуация не изменилась. Единственное, что уменьшилось, — количество заезжающих машин. Отдельно стараемся привлечь автомобили, достигшие трехлетнего возраста. Они автоматически попадают под программу скидок — 15%. Но в целом спад по сервису около 30% по сравнению с прошлым годом. Клиенты отказываются от обслуживания — стали больше делать сами или отправляются к серым дилерам. Что касается китайских запчастей, то ситуация также не изменилась. Не могу сказать, что это массово. Люди всегда пытались сэкономить. Но количество заездов с неоригинальными запчастями почти приблизилось к нулю. Нет смысла ставить их у официального дилера. Люди ради экономии даже отказываются от гарантии. Весной планируем традиционный шиномонтаж с подарками и призами, чтобы привлечь клиентов. К 25 марта более конкретно станет известно, как это будет выглядеть. С 1 апреля, скорее всего, эта программа запустится.

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Новый 2010 г. начался с самого большого скачка числа банкротств в автоиндустрии за последнее время, даже несмотря на значительное увеличение продаж подержанных автомобилей. В последние три года выпуск новых автомобилей увеличился на 30%, а значит, все новые и новые автомобили до сих пор поступают на и без того переполненный рынок. При предложении, превышающем спрос, покупатели могут себе позволить более придирчиво выбирать дилера с самыми привлекательными ценами, поэтому прибыль автомобильных компаний стремительно падает. Разумеется, во многом виноваты внешние факторы. Однако далеко не все проблемы автомобильного ритейла стоит списывать на кризис и переполнение рынка. В конце концов, участникам многих других отраслей сегодня не легче. Перед началом коллапса многие российские автодилеры слишком расслабились, в массовом порядке совершая одни и те же ошибки. Для многих компаний роковой оказалась повсеместная мода на собственные, а не арендованные торговые площади. Сделки, связанные с покупкой объектов недвижимости, совершались по максимальным ценам и в кредит. В условиях роста рынка такая политика никого не смущала. Сегодня же неподъемные платежи тянут автодилеров на дно.