Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (319) | 22 марта 2010г.
 

Подъем на фоне спада

В 2010 году авто дилерам придется сменить приоритеты

Илья Казаков

В начале марта Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) опубликовал данные продаж автомобилей в России за февраль 2010 г. На фоне 32-процентного спада продаж по отношению к кризисному февралю 2009 г. продолжающиеся банкротства автодилеров становятся уже привычным делом. В предстоящем году автодилеры возлагают большие надежды на увеличение доли доходов от услуг сервисного обслуживания и участие в программе утилизации автомобилей.

По итогам февраля 2010 г. продажи новых автомобилей в сравнении с февралем 2009 г. снизились на 32%. По итогам двух месяцев с начала 2010 г. спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказался еще существеннее -34%. Но по сравнению с январем 2010 г. в феврале продажи выросли почти на 18 тыс. машин. Аналитики АЕБ считают, что спад продаж по сравнению с прошлым февралем обусловлен существенными скидками, которые большинство автопроизводителей предлагали в начале 2009 г. на автомобили, выпущенные в 2008 г.

Лидерство по продажам в России пока по-прежнему удерживает Lada — 37,4 тыс. машин за два месяца 2010 г., или 20,1 тыс. машин в феврале. Спад спроса составил 36% и 31% соответственно. На втором месте находится Hyundai — 6,7 тыс. машин в феврале и 11,8 тыс. машин за два месяца. На третье место в рейтинге АЕБ поднялась марка Chevrolet, оттеснившая на одну позицию вниз компанию Kia. Компания Ford также поднялась выше — с восьмого на шестое место: спад продаж у этой марки составил 60% за два месяца и 58% по итогам февраля по сравнению с аналогичными периодами 2009 г.

Положительную динамику продаж по итогам января и февраля 2010 г. продемонстрировали марки Kia, Daewoo, UAZ, BMW, Suzuki, Audi, Mercedes-Benz, Chery, а также автомобили производства ОАО «ТагАЗ». По моделям в первой тройке самых продаваемых автомобилей оказались Lada Priora, Lada Samara и седан Renault Logan, который сумел улучшить продажи по сравнению с прошлым годом на 31%. Бывший фаворит -Ford Focus — пока находится на пятом месте: спад спроса на эту модель составил 48%.

В условиях продаж на уровне «дна» дилеры возлагают большие надежды на программу утилизации и сервисные услуги. Утилизационная программа стартовала 8 марта (см. «Хронограф» №8 (317) от 09.03.10). В ней участвуют 140 дилеров АВТОВАЗа, в т.ч. самарские и тольяттинские дилеры. Причем список участников уже успел претерпеть изменения.

На 19 марта, по данным ОАО «АВТОВАЗ», желающих сдать свой автомобиль в утиль оказалось 49,8 тыс. человек. Именно такое количество заявок зафиксировано дилерами. В рамках программы утилизации заключили договоры на покупку нового автомобиля вазовского производства 2074 человек (см. стр. 20). Дополнительно дилеры активно пытаются стимулировать интерес клиентов к сервису в официальном салоне. В ряде центров цена уже сравнялась с расценками «гаражных» сервисов. Генеральный директор ООО «Автомир-Самара» Надежда Новикова по этому поводу сообщила следующее: «Ранее основную долю в доходе дилерского центра составляли продажи новых автомобилей, меньшую — trade-in и авторемонтные услуги. Теперь наоборот». По оценкам экспертов, приоритеты дилеров в обратную сторону в течение года измениться не должны.