Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (138) | 5 июня 2006г.
 

На крючке у GM

Конфликт с партнером по СП может помешать АВТОВАЗу в поисках инвестора

Георгий Кизельгур

29 мая состоялось собрание акционеров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Одним из основных вопросов повестки дня стало избрание новых членов совета директоров от акционера ОАО «АВТОВАЗ». Игорь ЕСИПОВСКИЙ сдал пост председателя совета директоров в ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» своему бывшему коллеге по ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктору БАУНОВУ, который с 22 февраля является генеральным директором ОАО «AVVA». Перестановка может свидетельствовать о том, что этап предварительной работы по подготовке к выкупу американской доли в СП готов перейти в стадию активных действий. Так же в конце мая АВТОВАЗ посетила делегация корпорации Renault. Возможно, желание наладить контакт с Renault заставил АВТОВАЗ несколько смягчить свои действия в отношении General Motors.

Перестановки лиц

Последний раз состав совета директоров был изменен на внеочередном собрании 31 января текущего года (см. «Хронограф» №3 (122) 06.02.06). Из 7 мест 3 принадлежат АВТОВАЗу. Зимой новое руководство АВТОВАЗа предпочло заменить лишь двоих своих представителей: бывшего председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова на президента -генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Есиповского, директора московского представительства ОАО «АВТОВАЗ», генерального директора ОАО «AVVA» Юрия Зекцера на вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Максима Нагайцева. Есиповскому «по наследству» от Каданникова перешел пост председателя совета директоров в ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Бывшего вице-президента по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Михаила Москалева оставили в совете директоров Джи Эм — АВТОВАЗ до майского собрания акционеров.

Сейчас в совете директоров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» состоят от ОАО «АВТОВАЗ»: вице-президент по финансам и экономике ОАО «АВТОВАЗ» Илья Губин (бывший президент ЗАО АКБ «Новикомбанк»), Максим Нагайцев и генеральный директор ОАО «AVVA» Виктор Баунов (возглавляет AVVA с 22 февраля). Причем из всех троих Баунов не имеет на АВТОВАЗе даже номинальной должности. Несмотря на это ему был предоставлен пост председателя совета директоров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Возможно, что на это решение повлияла его близость к Рособоронэкспорту. Он там работал до перехода в AVVA. Учитывая то, что до конца 2006 г., по словам руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, АВТОВАЗ должен избавиться от системы перекрестного акционирования (см. «Хронограф» №18 (137) от 29.05.06), Баунов скорее всего был делегирован в AVVA с тем, чтобы возглавить работу по ее реорганизации. Вероятнее всего, с миссией реорганизатора он был введен Рособоронэкспортом и на ЗАО «Джи Эм -АВТОВАЗ».

Опасная себестоимость

То что участие АВТОВАЗа в СП несет для него лишь убыток, стало достоянием широкой общественности с момента первого публичного выступления Игоря Есиповского в роли главы автозавода (см. «Хронограф» №3 (122) 06.02.06). Выяснилось, что ОАО «АВТО ВАЗ» в соответствии с договорными обязательствами поставляло на сборочный конвейер ЗАО «Джи Эм АВТОВАЗ» автокомплект по цене, близкой S3000. Хотя себестоимость комплекта, по словам источников «Хронографа», составляла около S3380. К моменту окончания 2005 г. было собрано и реализовано более 100 тыс. автомобилей Chevrolet-Niva. Таким образом, потери АВТОВАЗа за три года участия в СП могли достигнуть $40 млн.

Между тем приход представителей Рособоронэкспорта на АВТОВАЗ и соответственно на Джи Эм -АВТОВАЗ обнаружил другую не менее компрометирующую деятельность СП информацию. Источники утверждают, что себестоимость выпускаемых Джи Эм — АВТОВАЗ внедорожников существенно ниже отпускной цены, по которой автомобили попадают в дилерскую сеть.

Поставляемый АВТОВАЗом автокомплект, по разным оценкам, занимает в составе Chevrolet-Niva от 50 до 70% себестоимости комплектации. Следовательно, недостающая часть тоже должна укладываться в предел $3000. В итоге цена полного автокомплекта Chevrolet-Niva не должна превышать $6000. Однако еще в прошлом году санкционированная заводом отпускная цена Chevrolet-Niva в базовой комплектации уже значительно превышала $10000.

Существует версия, объясняющая столь существенную разницу. Высокий доход от реализации Chevrolet-Niva способствовал корпорации General Motors (GM) созданию собственной сервисно-сбытовой сети в России, в том числе для подготовки российского рынка к встрече всего спектра автомобилей марки Chevrolet. Если смысл высокой цены на Chevrolet-Niva, сдерживающей его конкурентоспособность на внутреннем рынке, действительно был обусловлен необходимостью получения средств на создание дилерской сети под марку Chevrolet, то это может стать дополнительным подтверждением, что к вазовскому внедорожнику в GM изначально относились всего-навсего как к этапу вхождения на российский рынок. Причем в данном случае за счет средств АВТОВАЗа, в его же традиционную ценовую нишу.

В прошлом году на октябрьском автосалоне в Санкт-Петербурге GM презентовал Chevrolet Lanos запорожского производства с розничной ценой $8990. При этом в GM отметили, что главная задача Lanos отобрать покупателей у французского Renault Logan, и что именно поэтому украинско-корейская машина в России получила раскрученный бренд Chevrolet, планах GM на 2006 г. продать 30 тыс. Chevrolet Lanos. В Тольятти уже сегодня в нескольких автосалонах можно приобрести этот автомобиль, в то время как динамика продаж того же Chevrolet-Niva не может продемонстрировать активного роста. Другим кандидатом на стремительное освоение российского рынка является Opel Astra, производство которого также освоено на ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (совместное предприятие корпорации «УкрАВТО» и GM-Daewoo). Потенциал ее рыночного успеха в России, как отмечают эксперты, значительно выше, чем у Chevrolet Viva. Более того, украинским подразделением GM готовится вывод на российский рынок модели Daewoo Sens, которая дешевле Chevrolet Lanos. Несложно понять, что она может стать очередным конкурентом не только устаревающему десятому семейству Lada, но и Lada Kalina. К тому же проект Lada Kalina, по неофициальным данным, до сих пор не получил средств на развитие.

Между GM и Renault

Действия нового руководства АВТОВАЗа в отношении своих партнеров по СП сложно было охарактеризовать иначе чем давление. Наблюдатели усматривали за этим желание Рособоронэкспорта склонить GM к продаже своей доли в СП. Не исключал этого и Игорь Есиповский в своем апрельском интервью «Хронографу»: «Либо мы предлагаем партнерам купить нашу долю и работать с совместным предприятием как со сторонней организацией, либо они нам предлагают купить свой пакет». В данном случае полный контроль над Джи Эм — АВТОВАЗ позволил бы АВТОВАЗу не только существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке путем оптимизации ценообразования на Chevrolet-Niva, но и начать также поэтапную реконструкцию основных ниток конвейера без существенного ущерба собственной годовой программе выпуска.

Однако совершенно неожиданным для тех же наблюдателей стало резкое снижение прежней активности, с которой администрация АВТОВАЗа вела переговоры с GM вплоть до мая. Одновременно с этим GM получило возможность построить на территории России новый завод. 29 мая Минэкономразвития РФ и GM подписали соглашение о реализации проекта по созданию автомобильного производства в Санкт-Петербурге в районе Шушар. Компания инвестирует $115 млн. в производство трех моделей. А на АВТОВАЗе в последних числах мая побывала делегация корпорации Renault в количестве 40 чел. Официальный АВТОВАЗ никак не комментировал визит французов, между тем, по информации «Ведомостей», Renault могли сделать предложение о вхождении в бизнес АВТОВАЗа в пределах 20% от уставного капитала. Другие источники отмечают, что результатом контакта может стать решение о совместной разработке новых платформ автомобилей.