Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (301) | 2 ноября 2009г.
 

Моментальная биржа

В Самаре ожидается серьезный передел рынка услуг платежных терминалов

Иван Григорьев

В середине октября группа московских инвесторов приобрела ЗАО НКО «Расчетная палата Самарской межбанковской валютной биржи» (РП СМВБ). Данная сделка была совершена якобы в интересах приведения деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц в соответствие ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», вступающему в силу с 1 января 2010 г. Агентам придется или подчиниться жестким требованиям, прописанным в законе, или уйти с рынка. В Самаре и соседних субъектах РФ в связи с данной реформой произойдет передел рынка услуг моментальных платежей.

На прошлой неделе стало известно, что группа московских инвесторов приобрела ЗАО «Небанковская кредитная организация (НКО) «Расчетная палата Самарской межбанковской валютной биржи» (РП СМВБ). Известно, что новые владельцы РП СМВБ являются акционерами ЗАО АКБ «Первый процессинговый банк» (ППБ), обслуживающего все операции ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП). В свою очередь ОСМП курирует работу всех операторов рынка услуг моментальных платежей. Владельцы сетей платежных терминалов являются агентами ОСМП. Новые собственники РП СМВБ владеют более 6000 платежных терминалов, это около 10% всего рынка услуг моментальных платежей, который курирует ОСМП. До недавнего времени около 99% акций ОСМП принадлежало ММВБ.

До нового года собственники РП СМВБ планируют перевести на площадку ОСМП всю технологическую базу по проведению платежей сначала в Самаре, а затем и во всем регионе. Вхождение на самарский рынок данного вида услуг столь амбициозного участника осуществляется под прикрытием требований нового закона, который должен вступить в силу 1 января будущего года. Более того, лица, купившие РП СМВБ, по данным источников «Хронографа», планируют привлечь на обслуживание через РП СМВБ потоки тех собственников локальных платежных сетей, которым не хватает средств для реорганизации своей работы.

Прежние владельцы РП СМВБ (председатель совета директоров –Анатолий Мещеров) искали покупателя на осиротевший актив достаточно давно. С тех пор обороты РП СМВБ заметно снизились, и предложение акционеров ППБ оказалось своевременным. Точную цену сделки в РП СМВБ «Хронографу» назвать отказались. Источник, знакомый с ситуацией, заявил, что покупатели предпочли скрыть свои намерения.

Платежные терминалы сменят хозяев
Платежные терминалы сменят хозяев

«Речь в данном случае идет именно о создании специализированной расчетной небанковской кредитной организации на базе РП СМВБ, -подтвердил собеседник «Хронографа». — Объявить об этом должны после завершения перевода на площадку РП СМВБ всей технологической базы по проведению платежей и занесения на баланс палаты платежных терминалов, принадлежащих собственникам».

Другие собеседники «Хронографа» в холдинге сообщили, что акционеры ОСМП в курсе переговоров своего крупнейшего агента с РП СМВБ, но о факте совершения и деталях сделки ничего не знают. «В настоящий момент готовятся законопроекты, которые предусматривают перенос сроков обязательного введения ККТ на платежных терминалах, — пояснили в ОСМП. — Дело в том, что около 90% терминалов на территории РФ не имеют фискальных регистраторов, поэтому до 1 января переоснастить оборудование успевают не все заинтересованные стороны. В такой ситуации приобретение РП СМВБ названными инвесторами нельзя оценить однозначно». Интересно, что в Самаре имеется совмещенный офис ОСМП и ППБ, обслуживающий эти операции. Вероятно, ППБ выбрал РП СМВБ в качестве дополнительной процессинговой площадки для нужд ОСМП.

Председатель правления ППБ Кирилл Евдаков, отвечая на запрос «Хронографа», сообщил, что банк предпочитает не вмешиваться в дела своих акционеров и оценивать совершаемые ими сделки.

Не исключено, что, по замыслу покупателей РП СМВБ, созданная на ее базе НКО для моментальных транзакций должна поставить перед выбором и многие муниципальные предприятия, занятые в сфере обслуживания населения. Например, МП «ЕИРЦ», через терминалы которого в данное время проводится большой объем коммунальных платежей, должен будет либо оснастить свою аппаратуру фискальными регистраторами, либо сдать терминалы в аренду РП СМВБ. В свою очередь, руководство РП СМВБ, вне всяких сомнений, попробует наладить договорные отношения с большинством поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний, исключив посредников наподобие ЕИРЦ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

С 1 января 2010 г. все платежные терминалы должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой (ККТ), которая, в свою очередь, обязана отвечать требованиям законодательства о ККТ и регистрироваться в территориальном налоговом органе. Установка фискального регистратора в один терминал обойдется платежному агенту в среднем в 30 тыс. р. Дополнительным требованием к платежным агентам станет использование ими для приема платежей отдельного банковского счета. Полученную от плательщиков наличность нужно будет сдавать в кредитную организацию для зачисления на этот счет в полном объеме. В связи с этим выгодным вариантом для операторов крупных платежных сетей становится перевод всех терминалов на баланс банка и проведение дальнейших операций от лица этого банка. Примечательно, что на банкоматы и терминалы, являющиеся собственностью банков, требование по оснащению ККТ распространяться не будет. Мелким участникам рынка моментальных платежей придется либо сделать серьезные вложения в соответствие своих аппаратов новому закону, либо выйти из игры.

(По данным правовой системы «Консультант плюс»)

Комментарии

Владимир СЕРГИЕВСКИЙ, аналитик ИК «Финам»

- С учетом новых законодательных требований решение акционеров ППБ создать специализированную расчетную НКО может быть актуальным, особенно если владельцам платежных сетей будет предложена низкая стоимость обслуживания. Однако следует учесть, что многие сети уже имеют партнерские или аффиллированные банки, соответственно, передавать обслуживание своих операций другой структуре для них смысла не имеет. Для перевода технологической базы по проведению платежей с 6 тыс. аппаратов на площадку РП СМВБ потребуются инвестиции порядка $100 тыс. Фискализация этих же терминалов в качестве альтернативного варианта обойдется в 180 млн. р. Если говорить об объеме транзакций, которые будут совершаться через обслуживаемые РП СМВБ аппараты, то это около 25-30 млрд. р.

Касательно конкуренции РП СМВБ с существующими информационно-расчетными центрами, то здесь правильнее говорить о сотрудничестве, т. к. терминалы все чаще устанавливаются и в ЕИРЦ, и этим терминалам тоже требуется фискальный регистратор или банк-собственник. Кроме того, диалог с живыми людьми для многих плательщиков является более удобным, нежели общение с аппаратом, так что если число муниципальных расчетных центров и сократится, то незначительно.