Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (301) | 2 ноября 2009г.
 

Брошенный берег

Проблема берегоукрепления снижает инвестиционный потенциал Красноглинского района

Илья Казаков

29 октября, с задержкой почти в год, поступила заявка администрации Самары на софинансирование муниципального контракта берегоукрепления в пос. Южном на 2010-2011 гг. Фактически работы удастся начать не ранее 2011 г. По оценкам экспертов, подобный подход к ежегодной эрозии берегов в Красноглинском р-не на 0,5-3 м в будущем обернется отсутствием инвесторов на перспективном направлении развития этой части города. Потенциал этой прибрежной территории высок, но раскрыт далеко не в полной мере. Пока же администрацию города больше заботят вопросы застройки старой части Самары.

Деньги не нужны

Проблемы берегоукрепления преследуют мэра Самары Виктора Тархова практически с момента избрания. Так, в октябре 2006 г. завершился второй тур выборов, по итогам которых он и победил, а в апреле 2007 г. в пос. Южном произошла серия крупных обрушений береговой полосы. Под завалом оказались хозяйственные постройки и часть лодочной станции. Жилые дома были менее чем в 300 м от обрыва, в опасной зоне оказались около тысячи человек. В срочном порядке из областного бюджета была выделена субсидия — 24 млн. р., которая позволила провести работы по берегоукреплению и предотвратить чрезвычайный вариант развития событий. Но, чтобы оползни не повторились, необходимо провести масштабные берегоукрепительные мероприятия.

Муниципальный контракт на проведение укрепительных работ был заключен с ООО «Стройпотенциал». Общий объем финансирования проекта составил 381,6 млн. р. -по 135 млн. р. из городского и областного бюджетов. На 2008 г. в областном бюджете запланировали 135 млн. р. на эти цели, но средства не были освоены, поскольку власти Самары не представили вовремя проектно-сметную документацию, под которую можно было бы оформить заявку на получение средств бюджета. Инвестиции перенесли на следующий год. На момент запроса средств из областного бюджета уже на 2009 г. администрация Самары также пропустила срок, не сформировав бюджетную заявку до принятия бюджета губернии в сентябре-октябре 2008 г. Средства — 135 млн. р. — вновь остались неосвоенными.

Самостоятельно на 2009 г. город выделил на работы по берегоукреплению в Южном всего 45 млн. р., после чего работы оказались заморожены по причине отсутствия средств в муниципальной казне. Вскоре городом в срочном порядке была сформирована заявка сразу на три года — 2009, 2010 и 2011 гг., причем на 372 млн. р. вместо 135 млн. р. Позже в администрации ошибку признали.

14 октября в течение десяти дней администрацию Самары обязали привести в соответствие с требованиями действующего законодательства все необходимые документы, но 24 октября заявка вновь не поступила. В итоге 29 октября, когда депутаты Самарской губернской думы в первом чтении приняли проект закона «Об областном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» поступила заявка от городской администрации. Причем, как сообщила пресс-секретарь Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской обл. Наталья Хлопунова, заявка

еще потребует времени для изучения экспертами и вряд ли под нее могут быть выделены средства из бюджета 2010 г., не говоря уже про 2009 г. Эксперты не исключают, что потребуется очередная переработка заявки городом уже для областного бюджета 2011 г.

Проблемное будущее

Сложившаяся ситуация в Южном характерна для всей береговой линии Красноглинского р-на. Разрушения можно остановить только путем серьезных вложений в строительство берегоукрепительных сооружений. Но вместо берегоукрепления лесопарковая зона вдоль Волги в Красноглинском р-не вырубается под неконтролируемую никем частную застройку. Прокуратура, Роспотребнадзор, Росприроднадзор ежегодно осуществляют проверки в части использования водоохранных объектов и береговой зоны, по выявленным нарушениям дела передаются в суд.

Однако представители контролирующих органов сталкиваются с несовершенством закона, самозахват превратился в рядовую практику: в растущих на берегах районах много домов самарской элиты. При этом жители поселков в водоохранной зоне не слишком утруждают себя контролем стоков от канализационных очистных сооружений. В районах растущих поселений немало баз маломерного флота и свалок.

Любопытно, что одной из главных особенностей Красноглинского р-на является то, что при малом относительно других городских районов населении он находится в получасовой доступности из любой точки Самары и по существу является эколого-рекреационной зоной в черте крупнейшего индустриального центра. По словам директора ООО «MAPКС-маркетинг и консалтинг» Романа Васильева, в будущем Красноглинский р-н может стать элитным пригородом Самары, если не будет уничтожен раньше.

28 октября губернатор Самарской обл. Владимир Артяков провел совещание по вопросам соблюдения законодательства при использовании водных объектов и водоохранных зон в регионе. «Мне непонятно, как люди, построившие коттеджи, отстаивают в судах право на это строение? Почему у них на руках есть постановления глав муниципалитетов, разрешающих строительство? Очевидно, что основная ответственность за это лежит на главах городов и районов», — заявил губернатор. Глава региона дал поручение рассмотреть возможность создания регионального закона по реализации экологического контроля в части строительства в береговой зоне, который бы объединил в себе усилия всех контролирующих ведомств и обозначил порядок выделения участков. Также губернатор поручил органам местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки, разработать порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны. По оценкам экспертов, ранее середины 2010 г. законопроект не вступит в силу, а выборы мэра Самары назначены лишь на октябрь 2010 г.

За неделю до совещания источники «Хронографа» сообщили об активизации продажи в Красноглинском р-не заброшенного корпуса санатория «Красная Глинка», ранее принадлежавшего областной организации профсоюзов трудящихся авиационной промышленности. Земля в пос. Управленческом до кризиса оценивалась примерно в S3-6 тыс. за сотку. В местах у санатория «Красная Глинка» она дороже. По словам председателя Федерации профсоюзов Самарской обл. Евгения Егорова, «к заброшенной правительственной здравнице «Красная Глинка», расположенной в пос. Управленческом, Федерация профсоюзов отношения не имеет». На карте города ветхие строения не отмечены, не имеют адреса, а значит, вместе с землей находятся в ведении города. В 2007 г. на общественных слушаниях по застройке города было решено снести аварийные дома в пос. Управленческом и освободившиеся 20 га отдать под новый микрорайон. Любопытно, что ветхие строения находятся в непосредственной близости от санатория. И якобы в конце 2008 г. в одном из специализированных СМИ появилось объявление о продаже участка в пос. Управленческом. В начале октября 2009 г. на территории санатория оказались восстановлены ворота, размечена парковочная зона, в корпусах здания произведена уборка. Въезд на территорию расчищен от деревьев и ограничен стальным тросом. Вероятной продаже не помешало даже то, что холм, на котором построен санаторий, с 80-х гг. проседает, а сам санаторий постройки 30-х гг. якобы признан нововыявленным объектом исторического наследия. Глава администрации Красноглинского р-на Самары Олег Грудин официальный запрос «Хронографа» игнорирует вторую неделю.

Другие приоритеты

Эксперты отмечают, что берегоукрепление в Красноглинском р-не позволило бы в будущем окупить затраты за счет продажи дорогостоящих участков и развить пригороды Самары. В нынешнем виде лихорадочная распродажа береговых зон абсолютно непродумана и приведет лишь к новым чрезвычайным ситуациям по образцу той, что имела место в пос. Южном. Между тем внимание профильных чиновников самарской мэрии сейчас больше сконцентрировано на застройке центра города, чем на берегоукреплении.

В феврале прошлого года Тархов заявлял, что в 2009 г. в городе начнется «строительный бум». Из-за кризиса эксперты перенесли бум на 2010 г. Но лишь 15 октября 2009 г., на публичных слушаниях городского бюджета 2010 г., стало известно, какими путями он состоится. На слушаниях руководитель — департамента финансов мэрии Самары Дмитрий Войнич сообщил, что в следующем году МП «Трамвайно- троллейбусное управление» (МП ГТУ) не получит из муниципального бюджета денег на развитие. По мнению экспертов, это может быть воспринято как знак к распродаже имущества МП ТТУ якобы «для погашения долгов предприятия». К слову, руководитель МП Юрий Буянов сразу после назначения объявлял, что социальная база ТТУ уходит с баланса предприятия, а это детские сады, клуб ТТУ, санаторий-профилакторий, база отдыха, пять общежитий, два депо в центре города, где очень дорогая земля.

Также с периодичностью в полгода руководители МП «Парки города Самары» предлагают очередную концепцию передачи парков в частные руки (см. стр. 6). По мнению экспертов, после завершения полномочий градоначальника в октябре 2010 г. новая администрация города может оказаться в городе без трамваев и троллейбусов, с розданными по контрактам парками, постоянными ЧС в районе хаотично застроенной береговой зоны, снесенными историческими памятниками и с практически нулевым вниманием инвесторов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наталья ХЛОПУНОВА, пресс-секретарь Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства Самарской обл.

- Заявка от администрации поступила 29 октября. Сейчас она находится на рассмотрении у финансовых консультантов министерства. Но бюджет области 2010 г. уже сформирован и рассматривается депутатами. Вероятно, включить требования заявки администрации не получится. В этом нет ничего удивительного: возможность начинать осваивать средства была у администрации Самары еще в конце 2008 г.

Роман ВАСИЛЬЕВ, директор ООО «МАРКС -маркетинг и консалтинг»

- Красноглинский р-н — это будущее Самары. Направление развития города на десятилетия вперед. Там уже проложены дороги, есть коммуникации, хороший ландшафт и окружение рек и лесов. Постепенно Красноглинский р-н застроится дачами, коттеджами, чтобы в будущем стать полноценным пригородом.

Владимир АРТЯКОВ, губернатор Самарской обл.

- Я то и дело слышу формулировку: «Владеют строением неустановленные лица». Что значит неустановленные? Они что, с Марса? Я бы просил больше такую формулировку не применять, а устанавливать хозяина и спрашивать с него по всем нормам закона. Мне непонятно, как люди, построившие коттеджи, отстаивают в судах право на эти строения? Почему у них на руках есть постановления глав муниципалитетов, разрешающих строительство? Очевидно, что основная ответственность за это лежит на главах городов и районов.