Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (299) | 19 октября 2009г.
 

Центры влияния: Группа RBE

Оптимизация амбиций Андрея Шокина

ИА «Центр-Инфо»

2009 г. стал для известного самарского предпринимателя — владельца холдинга RBE — Андрея ШОКИНА (на фото) годом глобальных перемен. И перемены эти не только явные. Есть и скрытые от посторонних глаз, касающиеся изменений в учредительных документах многочисленных фирм, которые так или иначе связаны с бизнесом Шокина или его доверенных лиц и партнеров. Все это происходит так или иначе для подстраховки -чтобы кредиторы и претенденты на остатки бизнеса не смогли найти концов. А в том, что такие есть, сомневаться не приходится. За непродолжительный период времени Шокин успел растерять практически всех «друзей» от бизнеса и покровителей в высших эшелонах власти.

Красивое начало

Создание империи Андрея Шокина -группы компаний RBE — произошло в 2004 г. Для того, чтобы хоть немного отобразить размах бизнеса, стоит назвать компании, которые вошли в головную структуру: ООО «Диалекс», ООО «Агродорстрой», ООО «Русская бизнес-недвижимость», ООО «Русская бизнес-недвижимость-риэлт», ООО «Русская бизнес-недвижимость-медиа», ООО «Самарское время», ООО «Русская строительная компания», ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Сокское карьероуправление», ОАО «Юнит-банк», ООО «Торговый дом «РСМ» и два частных охранных предприятия — «СНК» и «ВТС». Впрочем, это лишь надводная часть айсберга, тогда как многочисленные компании, завязанные на бизнесе, были скрыты от посторонних глаз. А учредителями и директорами там числились граждане, с одной стороны, не имеющие каких-то конкретных привязок непосредственно к Шокину, а с другой — работающие с ним фактически в тесной связке.

Здесь стоит сделать отступление и отметить один любопытный факт: до создания группы RBE про бизнесмена Шокина в Самаре практически никто не слышал. Его фамилия была известна разве что в узких кругах представителей отдельных бизнес-структур. Многие из экспертов на вопрос о том, где владелец RBE взял первоначальный капитал, предлагают заглянуть в прошлое года на два. Как раз в то время, когда фамилия Андрея Шокина всплыла в связи с конфликтом с крупнейшим российским банком — ОАО «Сбербанк». Если взять за основу то, что тогда описывалось на страницах местных СМИ, то получается следующая картина. Подконтрольная Шокину фирма брала у банка кредиты, обещая построить для него новое здание. В итоге Сбербанк влил, тогда это было ЗАО «Самкон», по некоторым подсчетам, несколько сот миллионов рублей. Здание так и не было построено, фирма оказалась банкротом, деньги канули в неизвестном направлении. Зато в Самаре появился новый строительный холдинг RBE.

Правда, есть еще и неофициальная версия накопления первоначальных капиталов. Согласно этой версии Андрей Шокин в 90-е гг. якобы контролировал часть оборота водочной продукции в Самаре. А связи появились после удачного брака на дочери генерала внутренних войск МВД. Правда, если подобная информация и имеет документальные подтверждения, то она глубоко сокрыта в архивах вышеуказанного ведомства.

Возвращаясь к официальной версии, стоит отметить, что позже подконтрольная Шокину компания еще раз оставила Сбербанк с проблемным кредитом. На этот раз это произошло, когда группой RBE был приобретен Самарский сталелитейный завод (ССЗ). У предприятия были перед банком долги в несколько десятков миллионов рублей. Правда, после покупки предприятия оно было обанкрочено, а его активы проданы. Деньги Сбербанку, разумеется, никто возвращать не стал.

К тому времени Андрей Шокин, уже весьма самодостаточная фигура, озаботился собственным имиджем. Тем более что надо было как-то противодействовать негативной информации, которая появлялась на страницах «недружественных» СМИ, про группу RBE и ее хозяина.

Как и большинство предпринимателей, которых заботил собственный имидж, Шокин не мог пройти мимо такой сферы, как медиабизнес. Правда, если поначалу этот бизнес не только окупал себя и приносил прибыль, то впоследствии он стал обузой и что-то пришлось прикрывать, а от чего-то избавляться. Такова, к примеру, судьба газеты «Время», бренд которой был впоследствии продан структурам, близким главному редактору «Волжской коммуны» Валерию Лебедеву. Медиапроект под аналогичной маркой, который Шокин пытался запустить в Ульяновске, потерпел неудачу.

Как говорили оппоненты главы RBE, с некоторых пор Шокин проецировал свою хватку даже на сферу печатной продукции: главное -купить, а уже потом думать, что с этим делать. Подобное, например, произошло с брендом «Московский комсомолец». По сути, региональная франшиза была им куплена за весьма низкую цену в 2006 г. Однако с момента покупки бизнесмен не предполагал никаких усилий к раскрутке издания. Фактически он просто содержал коллектив, а потом продал региональную франшизу еще дешевле, чем покупал, тольяттинскому бизнесмену Михаилу Соколову. С момента продажи газеты «Время» никаких медиаактивов, по крайней мере, явно указывающих на его присутствие, в регионе практически не осталось.

Скажи мне, кто твой друг

Некоторые из оппонентов Андрея Шокина предполагают, что большинство из того, что он планировал, не удавалось реализовать, потому что партнерами у него были якобы не те люди. Это были или глубоко непубличные фигуры, которым было что скрывать, или те, чья карьера постоянно сопровождалась скандалами, причем с самого момента появления в губернском бизнесе. К таковым, вероятно, можно отнести бенефициара группы «Союз» Николая Васильева, который, как и Андрей Шокин, упоминался в СМИ в связке с термином «рейдер».

Из общих интересов обоих бизнесменов можно в качестве примера привести Загородный парк, вокруг которого еще в 2006 г. разгорелся и до сих пор никак не утихнет скандал областного уровня.

Если большинство крупных представителей бизнеса вкладывали средства в строительство торговых центров, то глава RBE перспективным направлением для себя выбрал коттеджное строительство. Но к тому моменту все привлекательные площадки были заняты, а на остальных располагались «неудобные» объекты, в число которых попал и ЦПКиО «Загородный парк». Активы парковой зоны попали в ведение Шокина не без помощи экс-мэра Самары Георгия Лиманского.

После «выгодного» приобретения глава холдинга даже разместил на входе в парк стенд с информацией о грядущей реконструкции парковой зоны. При этом жителей города перестали пускать на территорию парка, и тогда же появились разговоры, что реконструкция — всего лишь дымовая завеса, а на самом деле парк планируется целиком отдать под строительство коттеджей. После продолжительного скандала, который выплеснулся на страницы центральных СМИ, Шокин продал активы фирме «Сигма-Р», косвенно контролируемой Николаем Васильевым. Правда, и у последнего дела с парком не пошли, т.к. в ситуацию вмешалось областное правительство, противостоять которому могут самые отчаянные.

У Андрея Шокина были (впрочем, и сейчас еще остались) весьма неплохие завязки с другими участниками регионального бизнеса. К таковым можно отнести структуры Группы «СОК», с которой у RBE было немало общих интересов. Весной 2005 г. охранные структуры Шокина заняли ряд предприятий крупнейшего в регионе строительного холдинга «Активный капитал», учредителями которого являлись Андрей Сорочайкин и Дмитрий Данилов. Представители RBE скупили у остальных учредителей доли и продали их третьим лицам. Предприниматели, вернувшись из командировки, узнали, что их заводы и карьеры больше им не принадлежат.

Стоит отметить, что здесь Андрей Шокин действовал не один. Общие финансовые интересы удалось найти с выходцами из Группы «СОК». Тем более что и Андрей Шокин, и Юрий Качмазов в реализации большей части своих проектов действовали по аналогичным схемам, которые впоследствии кое-кто начал называть емким термином «рейдерский захват».

Сейчас согласно выпискам ЕГРЮЛ контроль над Сокским карьером, некогда принадлежавшим Сорочайкину, осуществляют как структуры со стороны СОКа, так и со стороны RBE. Еще одно пересечение с Группой «СОК» можно без труда отыскать в отрасли сельского хозяйства, где в качестве гендиректора одной из фирм до 2006 г. значится Валерий Графский — ставленник СОКа, который в этом году покинул должность руководителя департамента транспорта администрации Самары. При этом как в сельскохозяйственной отрасли, так и в дорожно-строительной присутствуют фирмы или люди, связанные с недавно назначенным на должность заместителя секретаря самарского регионального отделения партии «Единая Россия» (СРО ЕР) Алексеем Ушамирским. К таковым можно отнести одного из учредителей ООО «Самикс» Алексея Лаврентьева и его отца Юрия Лаврентьева, владеющего 100% долей в ООО «Центр-Проф». Детальное изучение структуры бизнес-связей Группы RBE дает основание для предположений, что Алексей Ушамирский имел возможность оказывать влияние на RBE более серьезное, чем Шокин на бизнес самого Ушамирского.

Действие и противодействие

В реализации своих бизнес-проектов Андрей Шокин совершил несколько действий, которые в дальнейшим стали для него роковыми. Так было с попытками приватизации в Самаре ледового Дворца спорта ЦСК ВВС. Так было и с земельным скандалом вокруг санатория «Волга». И в том и в другом случае бизнесмен, вероятно, попытался войти в вотчину Министерства обороны и силовых структур. «Волга», к примеру, это место отдыха сотрудников ФСБ, поэтому не все в этом ведомстве были согласны пассивно смотреть на то, как кто-то пытается увести большую часть земель в престижном месте под коттеджное строительство в целях личного обогащения.

В случае с Дворцом спорта, который был приватизирован не без помощи экс-мэра Самары Георгия Лиманского, в ситуацию пришлось вмешаться даже тогдашнему министру обороны РФ Сергею Иванову. Последний ясно дал понять, что не потерпит попыток отчуждения военного имущества. Здесь стоит отметить, что подобное происходило и раньше, но не афишировалось. К тому же в таких схемах были задействованы заинтересованные и компетентные лица. Шокин же попытался осуществить эту операцию практически в одиночку. Лиманский, чей авторитет в то время серьезно пошатнулся, не в счет. Примечательно, что скандал с попыткой приватизации Дворца спорта ЦСК ВВС по времени совпал с другим скандалом. Он был инициирован политсоветом СРО ЕР, на одном из заседаний которого было принято решение об исключении Андрея Шокина из политсовета и из состава партии вообще.

Примечательно и то, что до 2005 г. бизнесмен вообще не интересовался политикой. Однако летом того же года вступил в ряды ЕР. Причем через месяц после вступления был уже избран в политсовет СРО ЕР.

Политологи тогда предполагали, что Шокину это было необходимо для того, чтобы к 2007 г. иметь ресурс на выборах в СГД, куда он собирался баллотироваться. Правда, за время своего недолгого нахождения в политсовете Шокин практически не проявлял никакой активности, больше тяготея к бизнесу.

В качестве официальной причины его исключения из ЕР в 2006 г. назывался тот факт, что Шокин игнорирует заседания, не соблюдает устав, да еще и критикует саму партию в подконтрольных ему СМИ. В качестве полуофициальной версии говорилось о том, что Шокин поплатился за то, что оказывал поддержку Георгию Лиманскому, который был тогда в оппозиции «Единой России». Правда, эту версию всерьез мало кто воспринял. К тому же на тот момент в кулуарах уже обсуждалась возможность оказания поддержки Лиманского на выборах главы Самары в 2006 г. Наиболее правдоподобным выглядит объяснение, что Андрей Шокин лишился членства в партии после того, как в регионе с визитом побывал министр обороны РФ Сергей Иванов, который по приезде в столицу инициировал через генеральный политсовет исключение из рядов ЕР самарского олигарха. Именно этот период стал для Андрея Шокина началом опалы и заката его такой успешной карьеры.

Уходя, гасите свет

С момента исключения Андрея Шокина из политсовета СРО ЕР путь в политику ему практически заказан. По крайне мере, он вряд ли будет когда-нибудь явно присутствовать в тех или иных политических проектах. Однако никто не запретит ему пытаться продвигать свои интересы через аффилированных лиц, например, спонсируя отдельных кандидатов. Для того чтобы принимать участие в финансировании кампаний, у него уже вряд ли хватит ресурсов. К тому же не проходит и месяца, чтобы тот или иной проект или фирма, связанная с бизнесменом, не засветилась в арбитражных судах на процессах по истребованию долгов или даже попытках банкротств.

В последнее время в учредительных документах фирм, имеющих отношение к бизнесу главы ГК RBE, вернее, тому, что от него осталось, постоянно происходят какие-то изменения. Меняются руководители, учредители то наращивают свое присутствие, то, наоборот, минимизируют или вовсе выходят из состава. Объяснение этому напрашивается одно: скорее всего, эти хаотические, на первый взгляд, перемены, происходят планомерно и с определенной целью. Например, для того, чтобы расщепить финансовые потоки, что делает весьма сложным их полноценное отслеживание. А по прошествии нескольких месяцев или года для некомпетентных лиц будет довольно затруднительно определить, кто и в какой момент чем владел. Это фактически сводит на нет попытки выставить той или иной фирме претензии. На разбирательство и построение схемы может уйти весьма продолжительное время, за которое состав учредителей может поменяться еще не раз и вся работа пойдет впустую.

Окидывая взглядом структуру бизнеса Андрея Шокина, можно отметить, что у его группы есть два пути развития. В первом случае он может полностью уйти в тень (в плане публичности), занявшись менее рискованными и менее прибыльными проектами. И это может позволить содержать остатки его империи. В другом случае он может полностью избавиться от всех проектов, продав их по заниженной стоимости, или совсем уйти из регионального бизнеса, переместившись в другую географическую точку. Впрочем, последнее маловероятно, т.к. уже имели место неудачные попытки в реализации планов в Ульяновске, Саратове и Пензенской обл.

Что касается местных бизнес-планов, то и в регионе они практически не развиваются. Тем более что в последнее время Андрей Шокин вкладывался в строительную отрасль, которая пребывает в стагнации и неизвестно когда начнет выходить из кризиса. Или если начнет, то уже с новым лицом.

Скорее всего, Андрей Шокин как отработавшая свое фигура будет отодвинут в сторону и через несколько лет его имя будут вспоминать уже с трудом.

Проект «Центры влияния».

Предыдущие выпуски:

1. Корпорация «Тольяттиазот». «Скрытая империя Махлая».

«Хронограф» №30 (294) от 14.09.09.

2. Алексей Ушамирский. «ВИД — со стороны».

«Хронограф» №33 (297) от 05.10.09.

Блок-схемы смотрите в бумажном варианте газеты