Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (299) | 19 октября 2009г.
 

Бремя наследства

Сызранская пенсионерка вынуждена содержать памятник на свою пенсию

Виктория Чайковская

13 октября стало известно, что сызранская пенсионерка Галина КОЗЛОВА попытается через суд снять со своего дома статус памятника. В более простом порядке вопрос, как оказалось, решить невозможно. Это уже не первый случай, когда в Сызрани возникают проблемы с присвоением объектам частной собственности статуса охраняемых.

9 сентября 2008 г. пенсионерку Галину Козлову, проживающую в Сызрани по ул. Ульяновской, 62, письменно проинформировали о том, что ее дом является памятником историко- культурного наследия регионального значения. Письмо было подписано руководителем управления культуры, информации и рекламы администрации Сызрани (УКИР) Ольгой Дидык. В нем она ссылалась на приказ Министерства культуры и молодежной политики Самарской обл. от 24 апреля 2007 г. Им якобы дом и был включен в соответствующий список. Далее собственнику разъяснялись обязанности по содержанию дома в соответствии с новым статусом здания, а также рекомендовалось оформить охранные обязательства.

Козлова посчитала, что подобным решением министерства нарушены ее права как собственника. Пенсионерка рассказала «Хронографу»: «Живу здесь с 1954 г. Построен дом отцом мужа. О новом статусе дома узнала лишь из письма УКИР». Она же добавила: «Как я поняла, работа по присвоению дому статуса памятника проводилась почти полтора года на основе каких-то документов. Меня известили только в сентябре 2008 г., т. е. поставили перед фактом».

Собственница обратилась в прокуратуру Сызрани. Была проведена проверка. Прокурор Сызрани Галина Токарева сообщила Козловой: «...Жилой дом (дата постройки -конец XIX — начало XX вв.) по ул. Ульяновской, 62, включен в список объектов культурного наследия, расположенных в границах Сызрани. Он принят на государственную охрану в качестве памятника регионального значения по результатам работы комиссии по инвентаризации памятников истории и культуры и экспертизе ценности вновь выявленных объектов историко-культурного наследия на территории Самарской обл.».

Свекор Галины Козловой не предполагал, что строит памятник
Свекор Галины Козловой не предполагал, что строит памятник

25 сентября 2008 г. Козлова обратилась к заместителю главы администрации Сызрани по культуре, молодежной политике и спорту Владимиру Лисейчеву, а также в УКИР. Здесь ей разъяснили, что по вопросу снятия статуса памятника с дома необходимо обратиться непосредственно в министерство. Пообещали оказать содействие в подготовке необходимых документов.

Уже в 2009 г. собственница обратилась в прокуратуру Самарской обл. 8 июля 2009 г. пришел ответ, подписанный начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства облпрокуратуры Данилой Левичевым. Из его письма следовало, что вопреки требованиям нормативных документов в отношении дома не была проведена необходимая экспертиза. Он сообщил: «Основанием для включения сооружения в список объектов культурного наследия послужил протокол рабочего совещания комиссии по инвентаризации памятников истории и культуры..., что действующим законодательством не предусмотрено». Кроме того, Левичевым было отмечено, что министерство нарушило ряд требований закона. Так, организация обследования и изучения включенных в списки вновь выявленных объектов должна сопровождаться составлением на них учетных документов. Речь идет о паспорте на каждый недвижимый памятник, где обязательно должны содержаться сведения об объекте, категория его охраны и его вид со ссылкой на утверждающий документ. Именно эти требования, по словам Левичева, не были соблюдены. Прокуратурой был принесен протест с требованием исключить дом из списка выявленных объектов культурного наследия. Протест этот, как выяснилось впоследствии, был отклонен.

Обращалась Козлова и к губернатору Самарской обл. Владимиру Артякову. Это ее обращение было направлено министру культуры Самарской обл. Ольге Рыбаковой. 14 августа 2009 г. собственница получила из министерства письмо, в котором ей разъяснялось, что ее дом был включен в список памятников в качестве «редкого примера деревянного зодчества, представляющего архитектурную ценность». В то же время Рыбакова сообщила: «Согласия собственника на определение историко-культурной ценности здания не требуется. Уточнение историко-культурной ценности здания возможно при обращении заинтересованного лица в Министерство культуры Самарской обл.».

В письме министра культуры по поводу обременения права использования здания, являющегося объектом культурного наследия, было отмечено, что это якобы не ограничивает и не ущемляет права собственника. Там же, однако, было указано, что на проведение соответствующих работ на территории объекта культурного наследия собственнику необходимо получать согласование и разрешение министерства.

Напомним, что в Сызрани это уже не первый случай, когда собственников зданий ставят перед фактом внесения принадлежащей им недвижимости в реестр объектов культурного наследия. В подобной ситуации оказались индивидуальный предприниматель Александр Неронов (см. «Хронограф» №22 (286) от 22.06.09), ООО «Фирма «Такт», возглавляемое Александром Манером (см. «Хронограф» №18 (282) от 18.05.09).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Галина КОЗЛОВА, собственница дома по ул. Ульяновской, 62

- На меня возложены ограничения и дополнительное бремя содержания памятника. На пенсию это делать затруднительно. Я теперь обязана не менять облик здания и не нарушать его целостность. Скорее всего, мне придется обратиться в суд для защиты своих прав.

Ольга РЫБАКОВА, министр культуры Самарской обл.

- Протест прокуратуры Самарской обл. Министерством культуры рассмотрен и не удовлетворен в связи с отсутствием нарушений законодательства в действиях министерства.