Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (299) | 19 октября 2009г.
 

За счет бюджета

Самарское транспортное МП откупилось от налоговиков

Иван Григорьев

21 сентября Арбитражный суд Самарской обл. прекратил производство по делу о банкротстве МП г. о. Самара «Управление «Самарский автомобильный транспорт» (УСАТ). Дело было запущенно на основании требований кредитора — ИФНС по Советскому р-ну Самары. Из федерального бюджета для расчетов с налоговиками МП выделили 206,6 млн. р. После этого, по словам представителей УСАТ, налоговики признали организацию состоятельной. Остается неясным, где убыточное МП найдет еще около 200 млн. р. для удовлетворения требований других заимодавцев.

Исковое заявление с требованием признать УСАТ несостоятельным налоговая инспекция по Советскому р-ну г. о. Самара подала в Арбитражный суд Самарской обл. еще в январе 2008 г. Сумма требований фискалов превышала 200 млн. р. МП «УСАТ», возглавляемое Анной Черкесовой, подало встречный иск на претензии налоговиков, однако суд отказал в удовлетворении исковых требований.

Определением арбитражного суда от 30 мая 2008 г. в отношении УСАТ была введена процедура наблюдения, а временным управляющим назначили представителя пензенской ассоциации арбитражных управляющих «Лига» Петра Солопова. Интересно, что департамент транспорта, курировавший МП с момента создания, по утверждению одного из его нынешних руководителей, прекратил с УСАТ всяческие отношения сразу после введения арбитражного управления.

Из материалов дела следует, что представители предприятия-должника продолжали не соглашаться с требованиями налоговой службы о признании МП банкротом. Главным аргументом УСАТ являлось наличие двух исполнительных листов — о взыскании из бюджета РФ 206,6 млн. р. В результате суд счел, что платежеспособность МП все же может быть восстановлена.

Определением самарского арбитража от 24 июня 2009 г. в отношении УСАТ была введена процедура внешнего управления сроком на шесть месяцев, обязанности внешнего управляющего возложили на временно управляющего Солопова.

Подвижной состав УСАТ заметно устарел
Подвижной состав УСАТ заметно устарел

10 августа Солопов произвел переход к расчетам с включенными в реестр требований кредиторами, причем ИФНС по неизвестным причинам обозначила свое требование в размере всего 5,7 млн. р. Неожиданно 9 сентября суд прекратил производство по делу о несостоятельности УСАТ с формулировкой «требование кредитора не подлежит рассмотрению в рамках названного дела о банкротстве». Дополнительно в определении указывалось, что дело вообще не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Представители УСАТ, отвечая на запрос «Хронографа», заявили, что с ФНС был проведен расчет и претензии налогового ведомства к МП пока сняты. «ФНС — наш самый крупный кредитор, но за счет средств, выделенных из федерального бюджета, мы погасили задолженность перед ней», — сообщил сотрудник УСАТ. Деньги, пришедшие в МП, являются якобы компенсацией за социальные льготы, предоставляемые предприятием на принадлежащем ему транспорте. «Процесс расчетов с другими заимодавцами наверняка затянется, — пояснили в

УСАТ, — т. к. с их стороны время от времени инициируются аналогичные заявлению ФНС иски». Комментарии о причинах прекращения производства по делу УСАТ в УФНС по Самарской обл. на момент подписания номера получить не удалось.

Следует отметить, что полный список своих кредиторов УСАТ не раскрывает. Среди тех, кто потенциально может обанкротить МП, выделяется самарский филиал ОАО «НОМОС-банк» (г. Москва). Также УСАТ обременен обязательствами перед рядом самарских компаний и физических лиц, в основном из числа своих бывших сотрудников.

Судебные приставы после получения МП бюджетных средств уже истребовали некоторые суммы по просроченным договорам, заключенным еще при бывшем мэре Самары Георгии Лиманском. Общая сумма задолженности УСАТ превышала 400 млн. р. (с учетом бывших требований налоговиков). Таким образом, убыточному МП предстоит найти еще около 200 млн. р. для недопущения возобновления процедуры банкротства.

При полном отсутствии поддержки со стороны мэрии в 2010 г. МП «УСАТ», скорее всего, будет ликвидировано. В департаменте управления имуществом мэрии Самары, в ведении которого находится МП «УСАТ», меры по финансовому оздоровлению предприятия назвать затруднились.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

МП -«Управление «Самарский автомобильный транспорт» создано в конце 2003 г. путем объединения пяти автобусных парков города. По официальным заявлениям мэрии, управление должно было оптимизировать структуру пассажирского транспорта и снизить расходы на его содержание. Подвижной состав на момент объединения насчитывал около 800 единиц техники. Сегодня муниципалитет осуществляет перевозку пассажиров менее чем 400 автобусами.

(По данным мэрии Самары)

Комментарии

Андрей ИМУКОВ, руководитель управления информации и аналитики администрации г. о. Самара

- 8 сентября 2009 г. состоялось заседание Арбитражного суда Самарской обл. по рассмотрению отчета внешнего управляющего МП г. Самары «Управление «Самарский автомобильный транспорт». По его результатам вынесено определение о прекращении производства по делу №А55-975/2008 о несостоятельности (банкротстве) данного МП. Это произошло в связи с удовлетворением всех требований кредиторов (в т. ч. ИФНС России) в соответствии с реестром требований кредиторов.