Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (299) | 19 октября 2009г.
 

Верят в лучшее

Правительство Самарской области рассмотрело проект бюджета на 2010 год

Илья Казаков

12 октября на заседании правительства Самарской обл. был представлен на рассмотрение проект закона «Об областном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг.». Любопытно, что бюджет планируется сделать абсолютно бездефицитным за счет налогоплательщиков, даже увеличив его доходную часть на 4%. Но если планы спасения ОАО «АВТОВАЗ» не сбудутся, то показатели придется значительно пересматривать.

Перед оглашением проекта бюджета были представлены итоги социально- экономического развития области с начала 2009 г. Реальные показатели оказались несколько хуже ожидаемых.

По оценкам главы Минэкономразвития Самарской обл. Габибулы Хасаева (на фото), к концу года валовой региональный продукт (ВРП) может снизиться на 17,7%. Это более чем в два раза превышает средний по стране показатель темпов снижения развития экономики.

Только ОАО «АВТОВАЗ», основной налогоплательщик, потеряло в первом полугодии 2009 г. 19,4 млрд. р. По виду деятельности «производство транспортных средств» падение составило около 70%, тогда как в среднем по России -40%.

По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2009 г. индекс промпроизводства в Самарской обл. упал на 31,5%, опять же в среднем по России он снизился лишь на 14%.

Другие отрасли промышленности Самарской обл. также получили индексы производства ниже, чем в среднем по этим отраслям в РФ. Итоги развития агропромышленного комплекса из-за аномальных погодных условий и режима чрезвычайной ситуации практически на всей территории области привели к 20-процентному спаду производства.

В соответствии с экспертной оценкой, проведенной Минсельхозом РФ, на оказание помощи только пострадавшим хозяйствам области необходимо 1,4 млрд. р.

Кроме того, резкое падение мирового спроса и цен на основные экспортные позиции привело к тому, что в части экспорта показатели области снизились более чем на 50%. Основные индикаторы финансовой и инвестиционной деятельности рухнули на 30-50%. Индикаторы сферы занятости, потребления и уровня жизни населения, кроме номинальных доходов и заработной платы, демонстрируют ярко выраженную нисходящую динамику.

Исходя из изложенной ситуации Хасаев огласил два варианта развития области. Первый — консервативный, который предусматривает оживление производства в Самарской обл. вследствие некоторого роста потребительского и мирового спроса при продолжающемся сокращении инвестиционного спроса. По нему в 2010 г. ожидается рост ВРП на 4,2%, сростом в 2011 и 2012 гг. на 1,5% и 4,5% соответственно. Второй вариант — умеренно оптимистичный, он предполагает рост в экономике области вследствие поддержки государством внутреннего спроса на продукцию крупнейших производителей области, расширения банковского кредитования, потребительского, инвестиционного и мирового спроса. Рост ВРП по этому варианту составит в 2010 г. -7,9%, в 2011 г. — 4% и в 2012 г.- 7,2%. Авторы проекта бюджета, вероятно, взяли за основу второй вариант.

По параметрам проекта нового бюджета собственные расходы и доходы губернского бюджета будут в пределах 60,1 млрд. р. В областном Минэкономразвития рассчитывают на рост ВРП от 4,2 до 7,9%, хотя Минэкономразвития РФ ожидает рост ВВП в 2010г. на уровне 1,6%.

Дефицита не планируется вовсе. Недополученные средства намереваются компенсировать увеличением сборов налогов в размере до 57,9 млрд. р. Вдвое планируется увеличить поступления от акцизов — до 9,2 млрд. р. Одновременно с этим по ряду статей будет ощутимо снижено финансирование.

По сравнению с прошлым годом на 84% будет сокращено финансирование ЖКХ, на 50% меньше будет выделено на «национальную экономику», здравоохранение и спорт получат меньше на 16% от расходов 2009 г. При этом правительство области рассчитывает на улучшение социально- экономических показателей в 2010 г.

Интересно, что основной опорой нового главного финансового документа области является госпомощь находящемуся в предбанкротном состоянии ОАО «АВТОВАЗ». До кризиса предприятие давало региональной казне до 40% доходов.

Областное правительство предполагает, что экономику оживит создание местными поставщиками завода совместных предприятий с иностранными производителями автокомплектующих в особой экономической зоне в Ставропольском р-не. Но современная история области еще не знает случаев создания, запуска в эксплуатацию и вывода на проектную мощность новых производств менее чем за один год. При этом, вероятно, в расчет брались все 275 поставщиков ОАО «АВТОВАЗ» в регионе и то, что создавать зону поставщики и инвесторы будут сами.

По данным источников «Хронографа», эксперты уже предложили счетной палате Самарской обл. опираться на данные «умеренно пессимистичного прогноза». Не исключено, что вариант такого развития событий существует и рассматривается правительством и губернатором Самарской обл. Владимиром Артяковым в закрытом порядке.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.