12 октября на заседании правительства Самарской обл. был представлен на рассмотрение проект закона «Об областном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг.». Любопытно, что бюджет планируется сделать абсолютно бездефицитным за счет налогоплательщиков, даже увеличив его доходную часть на 4%. Но если планы спасения ОАО «АВТОВАЗ» не сбудутся, то показатели придется значительно пересматривать.
Перед оглашением проекта бюджета были представлены итоги социально- экономического развития области с начала 2009 г. Реальные показатели оказались несколько хуже ожидаемых. По оценкам главы Минэкономразвития Самарской обл. Габибулы Хасаева (на фото), к концу года валовой региональный продукт (ВРП) может снизиться на 17,7%. Это более чем в два раза превышает средний по стране показатель темпов снижения развития экономики. Только ОАО «АВТОВАЗ», основной налогоплательщик, потеряло в первом полугодии 2009 г. 19,4 млрд. р. По виду деятельности «производство транспортных средств» падение составило около 70%, тогда как в среднем по России -40%. По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2009 г. индекс промпроизводства в Самарской обл. упал на 31,5%, опять же в среднем по России он снизился лишь на 14%. Другие отрасли промышленности Самарской обл. также получили индексы производства ниже, чем в среднем по этим отраслям в РФ. Итоги развития агропромышленного комплекса из-за аномальных погодных условий и режима чрезвычайной ситуации практически на всей территории области привели к 20-процентному спаду производства. В соответствии с экспертной оценкой, проведенной Минсельхозом РФ, на оказание помощи только пострадавшим хозяйствам области необходимо 1,4 млрд. р. | | Кроме того, резкое падение мирового спроса и цен на основные экспортные позиции привело к тому, что в части экспорта показатели области снизились более чем на 50%. Основные индикаторы финансовой и инвестиционной деятельности рухнули на 30-50%. Индикаторы сферы занятости, потребления и уровня жизни населения, кроме номинальных доходов и заработной платы, демонстрируют ярко выраженную нисходящую динамику. Исходя из изложенной ситуации Хасаев огласил два варианта развития области. Первый — консервативный, который предусматривает оживление производства в Самарской обл. вследствие некоторого роста потребительского и мирового спроса при продолжающемся сокращении инвестиционного спроса. По нему в 2010 г. ожидается рост ВРП на 4,2%, сростом в 2011 и 2012 гг. на 1,5% и 4,5% соответственно. Второй вариант — умеренно оптимистичный, он предполагает рост в экономике области вследствие поддержки государством внутреннего спроса на продукцию крупнейших производителей области, расширения банковского кредитования, потребительского, инвестиционного и мирового спроса. Рост ВРП по этому варианту составит в 2010 г. -7,9%, в 2011 г. — 4% и в 2012 г.- 7,2%. Авторы проекта бюджета, вероятно, взяли за основу второй вариант. По параметрам проекта нового бюджета собственные расходы и доходы губернского бюджета будут в пределах 60,1 млрд. р. В областном Минэкономразвития рассчитывают на рост ВРП от 4,2 до 7,9%, хотя Минэкономразвития РФ ожидает рост ВВП в 2010г. на уровне 1,6%. | | Дефицита не планируется вовсе. Недополученные средства намереваются компенсировать увеличением сборов налогов в размере до 57,9 млрд. р. Вдвое планируется увеличить поступления от акцизов — до 9,2 млрд. р. Одновременно с этим по ряду статей будет ощутимо снижено финансирование. По сравнению с прошлым годом на 84% будет сокращено финансирование ЖКХ, на 50% меньше будет выделено на «национальную экономику», здравоохранение и спорт получат меньше на 16% от расходов 2009 г. При этом правительство области рассчитывает на улучшение социально- экономических показателей в 2010 г. Интересно, что основной опорой нового главного финансового документа области является госпомощь находящемуся в предбанкротном состоянии ОАО «АВТОВАЗ». До кризиса предприятие давало региональной казне до 40% доходов. Областное правительство предполагает, что экономику оживит создание местными поставщиками завода совместных предприятий с иностранными производителями автокомплектующих в особой экономической зоне в Ставропольском р-не. Но современная история области еще не знает случаев создания, запуска в эксплуатацию и вывода на проектную мощность новых производств менее чем за один год. При этом, вероятно, в расчет брались все 275 поставщиков ОАО «АВТОВАЗ» в регионе и то, что создавать зону поставщики и инвесторы будут сами. По данным источников «Хронографа», эксперты уже предложили счетной палате Самарской обл. опираться на данные «умеренно пессимистичного прогноза». Не исключено, что вариант такого развития событий существует и рассматривается правительством и губернатором Самарской обл. Владимиром Артяковым в закрытом порядке. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |