Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (293) | 7 сентября 2009г.
 

Ценовой диктат

ОАО «АВТОВАЗ» будет закупать шины у одного поставщика

Денис Федоров

17 августа Арбитражный суд Самарской обл. утвердил мировое соглашение между ОАО «СИБУР — Русские шины» и ОАО «АВТОВАЗ» по иску о взыскании задолженности с автозавода за поставку покрышек в размере 103 млн. р. На этом сотрудничество компаний прекратилось. Сегодня все шины для автомобилей АВТОВАЗ будет получать от ОАО «Нижнекамскшина». Эксперты считают, что такая монополия продлится недолго.

17 августа самарский арбитражный суд утвердил мировое соглашение между ОАО «СИБУР — Русские шины» и ОАО «АВТОВАЗ» по иску о взыскании задолженности с автозавода за поставку покрышек в размере 103 млн. р. Согласно материалам дела, опубликованным на сайте самарского арбитражного суда, ходатайство о заключении мирового соглашение подала компания-истец.

23 апреля ОАО «СИБУР — Русские шины» (входит в состав крупнейшего нефтегазохимического холдинга «СИБУР-Холдинг») обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Самарской обл. о взыскании с ОАО «АВТОВАЗ» 103,9 млн. р. 30 апреля суд принял заявление и возбудил производство по делу. 1 июня арбитраж начал первые слушания по данному делу.

В 2008 г. холдинг поставил на ОАО «АВТОВАЗ» 500 тыс. шин. В IV кв. 2008 г. автозавод прекратил выплаты за поставленную продукции. «СИБУР — Русские шины» поставлял на конвейер АВТОВАЗа шины под маркой Cordiant, изготавливаемые в России на современном западном оборудовании и считающиеся одними из лучших.

Ранее в «СИБУР- Русские шины» высказывали крайне негативное отношение к политике Волжского автозавода: обещания руководства АВТОВАЗа расплатиться с поставщиками не выполняются, поэтому о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. Еще в 2007 г. АВТОВАЗ выразил свое недовольство тем, что СИБУР стал повышать цены на покрышки, в результате чего закупки были сокращены.

Источник в ОАО «СИБУР — Русские шины» рассказал «Хронографу» о том, что, несмотря на урегулированный вопрос по долгу, ОАО «АВТОВАЗ» отказалось от покупки покрышек производства «СИБУР-Холдинг». В настоящее время, по словам источника, все шины для комплектации автомобилей LADA АВТОВАЗ получает от ОАО «Нижнекамскшина», причем по сниженным ценам -на уровне 2007 г. На запрос «Хронографа» с просьбой разъяснить ситуацию пресс-службы ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Нижнекамскшина» не ответили.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, возможно, автозавод могла не устроить жесткая позиция СИБУРа. По другой версии, после взаимных расчетов СИБУР мог поднять цены на шины, что не устроило АВТОВАЗ.

Эксперты считают, что Нижнекамскшина вполне может быть монополистом по поставке шин автозаводу. «Сейчас, при небольших объемах производства, завод может быть единственным поставщиком, — полагает Дмитрий Баранов. — Но когда производство начнет расти, мощностей может и не хватить, потому что Нижнекамскшина должна поставлять и иную продукцию другим производителям и на вторичный рынок. Тогда у АВТОВАЗа может появиться еще один поставщик шин. К тому же не надо забывать, что завод неоднократно объявлял о том, что планирует оставить двух-трех поставщиков по каждому виду комплектующих, чтобы не было монополии и ценового диктата, а была возможность выбора. Так же будет и с шинами». Эксперты считают, что АВТОВАЗ может закупать у Нижнекамскшины несколько десятков тысяч шин в месяц.

Вероятно, тесное сотрудничество АВТОВАЗа с ОАО «Нижнекамскшина» стало следствием подписания генерального соглашения о сотрудничестве между ОАО «Татнефть» и ОАО «АВТОВАЗ» в 2006 г.

Соглашением было предусмотрено сотрудничество по таким направлениям, как поставки на АВТОВАЗ продукции предприятий нефтехимического комплекса Татнефти (синтетических моторных масел и высококачественного автобензина), а также изготавливаемых по европейским технологиям шин «KAMA EURO» с контролируемого Татнефтью ОАО «Нижнекамскшина». Кроме того, речь шла о совместной работе по созданию отечественного научно- исследовательского, опытно- конструкторского и сертификационного центра шинной отрасли.

Соглашение было рассчитано на три года с автоматической пролонгацией на один год. На момент подписания соглашения Нижнекамскшина обеспечивала 47% потребностей АВТОВАЗа в автопокрышках. По информации экспертов «Хронографа», автозавод может полностью отказаться и от мелких поставщиков, в т. ч. от бобруйского ОАО «Белшина» и ЗАО «Росава» (Украина).

Альтернативными поставщиками на автозавод эксперты называли китайских производителей, а также итальянскую компанию Pirelli. В прошлом году компания совместно с ГК «Ростехнологии» заявила о возможности строительства совместного предприятия по производству шин в Тольятти мощностью 4,2 млн. покрышек в год. Заявленные инвестиции в проект составляют 250 млн. евро. Однако недавно Pirelli решила отложить развитие всех своих китайских и российских проектов.

Справка:

ОАО «СИБУР — Русские шины» — крупнейший производитель шин в Центральной и Восточной Европе. В 2008 г. холдинг реализовал 10,2 млн. шин, в т. ч. 6,3 млн. легковых и легкогрузовых шин, 3,6 млн. шин для коммерческого транспорта и 0,3 млн. других. В IV кв. 2008 г. сокращение выручки от реализации шинной продукции составило, по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., по грузовым 7,5%, по индустриальным -12% и 6% — по сельскохозяйственным. ОАО «Нижнекамскшина» образовано в 1971 г. в Республике Татарстан. Сегодня ОАО «Нижнекамскшина» самое крупное предприятие по производству шин в России и странах СНГ. Выручка компании во II кв. 2009 г. составила 1,8 млрд. р., непокрытый убыток — 55,6 млн. р. За отчетный период предприятие произвело 2,6 млн. шин.

(По данным компаний)