Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (293) | 7 сентября 2009г.
 

Наживают недругов

АВТОВАЗ включил тактику информационной блокады

Сейдамет Абреков

1 сентября ОАО «АВТОВАЗ» возобновило работу. Безусловно позитивное событие для автозавода не получило должного освещения. Главным образом это обусловлено выбором новой тактики информационной блокады. Руководство ОАО «АВТОВАЗ» сегодня обеспокоенно высоким количеством публикаций в российских СМИ о деятельности завода негативного, на их взгляд, толка. Не исключено, что подобная тактика способна вызвать еще большую напряженность на информационном поле вокруг ОАО «АВТОВАЗ».

1 сентября по случаю возобновления работы главного конвейера ОАО «АВТОВАЗ» руководство завода решило провести пиар-акцию с привлечением представителей городской, федеральной и законодательной власти. В районе пятой вставки главного конвейера по этому случаю собрались главный федеральный инспектор по Самарской обл. Сергей Сычев, мэр Тольятти Анатолий Пушков, депутат Государственной думы Екатерина Кузмичева и прочие лица, олицетворяющие собой разные ветви власти. Для Игоря Комарова (на фото), который лишь 28 августа был утвержден в должности президента ОАО «АВТОВАЗ», это было первое такого рода публичное мероприятие, где он выступал в качестве хозяина положения. Повод для появления Комарова в новом статусе перед широкой общественностью был достаточно позитивным, что за последнее время для АВТОВАЗа стало большой редкостью. В этой связи у многих вызвала недоумение позиция официального АВТОВАЗа относительно того, как был организован процесс освещения этого мероприятия в СМИ. К ним был проявлен избирательный подход. Критерии отбора СМИ на этот раз, наверное, были известны только узкому кругу заинтересованных лиц. Ответственные за работу со СМИ сотрудники, скорее всего, внушили руководству завода, что путем отказа в предоставлении информации тем или иным СМИ можно якобы существенно улучшить информационный фон вокруг АВТОВАЗа. Вероятно, Комаров с этим согласен.

Первые результаты внедрения этой политики можно было наблюдать уже 31 августа. Так, например, в этот день на ленте новостей портала www.mail.ru появилось сообщение следующего содержания: «Один из представителей АВТОВАЗа, пожелавший остаться неназванным, сообщил:

«В настоящий момент, по нашим подсчетам, в месяц об АВТОВАЗе выходит порядка 500 — 600 заметок. Мы намерены сократить их число как минимум до 100». Сообщение аналогичного содержания 1 сентября появилось и на сайте www.autonet.ru.

Более того, в нем уже появилось упоминание о том, что было сделано руководством АВТОВАЗа в целях нейтрализации роста количества негативных публикаций: «Чтобы сократить количество отрицательных публикаций об АВТОВАЗе, его руководство решило ограничить доступ журналистов к информации о деятельности автогиганта. Соответствующее распоряжение подписал и. о. президента АВТОВАЗа Игорь Комаров».

Если подобного рода решение действительно имеется, то оно могло появиться лишь после проработки этого вопроса с лицами, ответственными за связи со СМИ.

Пресс-секретарем президента ОАО «АВТОВАЗ» на данный момент является Игорь Кротов. Несмотря на то что на АВТОВАЗе существует целая структура по работе со СМИ — пресс-центр, активная практика использования личных пресс-секретарей появилась при генеральном директоре — президенте ОАО «АВТОВАЗ» Игоре Есиповском. Его пресс-секретарем был Владимир Якушенко. У президента ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимира Артякова пресс-секретарем был Иван Скрыльник, у президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина пресс-секретарем работала Наталья Сидорук. Примечательно, что каждый из вышеперечисленных руководителей автозавода сам себе подбирал пресс-секретаря.

По сути, они были их доверенными лицами. Практика избирательного подхода к работе со СМИ у них практически отсутствовала.

Совсем иная ситуация у Комарова. Кротов ему достался по наследству от Алешина. Кротов был заместителем у Сидорук, причем еще совсем недавно он возглавлял пресс-службу на ООО «Тольяттикаучук» (ТК).

Отличительной чертой работы ТК со СМИ был принцип избирательного подхода. К чему это привело, видно сегодня даже неспециалисту. Наиболее активно на ТК начал использоваться этот принцип после ухода с должности генерального директора ООО «Тольяттикаучук» Игоря Иванова. После Иванова на должность гендиректора ТК назначались иногородние руководители. Сначала это был Борис Анисимов, затем Сергей Полонянкин. Все они пользовались услугами Кротова. Качество его работы отличало то, что на письменные запросы на имя гендиректора ТК Кротов попросту отвечал необоснованными отказами. Сложно понять, как это могло бы отразиться на создании позитивного имиджа ТК. Хотя все это, вероятно, давало основания руководству пресс-службы убеждать гендиректора в том, что необходимо выделять больше средств для работы по нейтрализации негативной информации. Подобная работа по искусственному созданию напряженности, с тем чтобы потом начать освоение бюджета на пиар, может использоваться заинтересованными лицами для получения финансовой выгоды.

Ситуация, которая сегодня наблюдается вокруг АВТОВАЗа, позволяет сделать вывод, что подобная практика может получить развитие на автозаводе. Вряд ли Комаров готов оказаться в таком капкане. Однако все идет именно к этому.

Одновременно с этим стоит понимать, что основные группы влияния на АВТОВАЗе вступили в очередную фазу противостояния. Моделирование информационного пространства является одним из эффективных инструментов в этом. Соответственно попытка сделать работу предприятия в информационном плане менее открытой делает позиции официальных лиц более уязвимыми.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.