Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (288) | 6 июля 2009г.
 

Нерентабельный переезд

Арендаторам зачастую невыгодно переезжать на другие площади

Светлана Короткова

В последнее время на тольяттинском рынке коммерческой недвижимости в сегменте офисных и торговых площадей произошли некоторые изменения. Так, предложения начали существенно опережать спрос. Цены значительно снизились. Ввиду этого у многих бизнесменов логично возник вопрос о смене офиса на более высокий класс комфортности при сохранении тех же арендных ставок. Однако эксперты «Хронографа» высказывают сомнения относительно рентабельности самой такой схемы.

Сегодня на тольяттинском рынке коммерческой недвижимости можно наблюдать существенные изменения. В большей степени это можно заметить в сегменте офисной и торговой недвижимости по части аренды. Складывающиеся тенденции ведут к значительному росту предложений над спросом. Также снижаются цены. Подобное мнение высказал и генеральный директор ЗАО «Русская жемчужина» Алексей Кирюшин: «Уже сегодня ситуация стабильная. Рынок скорее мертв, чем жив. Спрос на арендуемые площади есть, но низкий. Предложения выросли в полтора раза. Прослеживается и снижение цен. Теперь она варьируется от 200 до 500 руб. за кв. м». Информацию подтвердил и генеральный директор ЗАО «АНК» Алексей Кубарков: «На тольяттинском рынке коммерческой недвижимости ввиду кризиса, безусловно, произошли изменения. По аренде явно идет тенденция к снижению цены и спроса. Предложений много, недостатка сейчас в этом нет».

В связи со сложившимися обстоятельствами в бизнесе в целом некоторые его участники пытаются минимизировать свои затраты, в частности, по арендуемым помещениям. Другие пытаются улучшить комфортность офиса, но при сохранении тех же арендных ставок. Так, директор Royal Estate Boutique Никита Петухов сказал: «Сейчас, однозначно, время арендаторов. Вообще в кризис тенденция идет к тому, что сегодня можно за ту же цену, что и раньше, арендовать более качественное помещение. Или такого же качества, что и ранее, но за меньшую цену».

Однако коммерческий директор ЗАО «ДЦ «Квадрат» Андрей Дроботов считает иначе: «Если брать четкий денежный момент, переездами арендаторы не получат выгоду, по моему мнению. Конечно, если только не к себе в квартиры переберутся. Сейчас уже есть подобная практика, когда, например, часть коттеджа под офис сдается. В деньгах — да, возможно выиграть, но вот в эффективности, удобстве, думаю, нет. Да и вообще крупные бизнес- центры для компаний выгодны рядом расположенными арендаторами — их потенциальными клиентами».

Более того, генеральный директор ООО «АН «Чайка» Андрей Чайко утверждает: «Как правило, никто и никуда не бежит. Старое место, как говорится, прикормлено, раскручено, его знают, если говорить о серьезных арендаторах.

Большинство пытается урегулировать взаимоотношения с собственниками помещений и изменить, допустим, стоимость арендной платы. Как правило, арендодатели принимают во внимание пожелания, адекватно понимая ситуацию, идут на уступки, и цена меняется. Зачем куда-то переезжать, если именно так можно минимизировать свои затраты?!»

Несмотря на это, переезд может стать попыткой выйти из сложившихся финансовых трудностей, но достаточно небольшому числу бизнесменов. Например, маленьким компаниям, не зависящим от месторасположения офиса, его привлекательности, подъездных путей, покупательского потока и т. д.

Между тем стоит задать один простой, но очень важный вопрос: насколько рентабелен будет сам переезд? Имеется в виду установка в новом офисе различных перегородок, телефонов, розеток, систем кондиционирования и мн. др., а также насколько сам арендодатель готов облегчить бремя арендатора. На эти вопросы Андрей Дроботов ответил: «Ничего в этом вопросе с кризисом не изменилось. Все зависит от ситуации. В любом случае все вопросы обговариваются обеими сторонами, и в итоге принимается окончательное решение». По этому поводу директор ООО «Поволжское агентство недвижимости» Петр Фомцов высказался так: «Собственники готовы вкладывать дополнительные средства для заезда арендатора на их площади, если, конечно, имеются средства и реальные перспективы. Тем более когда два разных потенциальных арендатора смотрели площади и высказывали одинаковые претензии по нехватке чего-либо». При этом Кубарков полагает: «Надежд у собственников на то, что они найдут арендаторов, готовых платить большие деньги за аренду, нет. Поэтому практически никто не вкладывает средства в реконструкцию и улучшение качества своих площадей. Практически все это перекладывается на плечи арендатора». Сегодня в связи с экономическим кризисом владельцы площадей коммерческой недвижимости активно используют качество своего продукта.

Более того, они стараются бороться за потенциальных арендаторов. Делают все, чтобы именно они перешли на их свободные площади с аналогичных, но меньшего класса. Так, директор ООО «ТД «Влада» Эмилия Песоцкая рассказала: «Жесткой борьбой я это не назову. Мы, конечно, не рвем потенциальных арендаторов на части. Однако стараемся предложить для них более выгодные условия. Я знаю, что другие комплексы пытаются разными путями переманить к себе бизнесменов. Особенно явно это прослеживалось в начале кризиса».

Комментарии

Юрий САЧКОВ, директор ООО «ТОЦ «На Индустриальной»

- Да, у нас есть свободные площади, примерно 15%. Сегодня все просят снизить ставку по аренде. Кому-то идем на уступки, а кому-то нет. В решении опираемся на финансовое состояние арендаторов и, конечно, свое положение. Цена по большей части упала, по некоторым категориям от 20 до 50%. При этом вопрос не в цене, а в том, что у арендаторов бизнес кончился. Когда это происходит, неважно — дорогая или дешевая аренда.

Олег ЕГОРОВ, председатель совета директоров ГК «Усадьба»

- Сейчас аренда стала более дифференцированной. Количество предложений и спроса по аренде сильно не изменилось. Хотя предложений стало чуть больше. Относительно ценовой политики скажу, что она снизилась на 10-50%. Раньше на офисную недвижимость она варьировалась от 400 до 600 р. за кв. м, а сейчас — от 200 до 600 р. за кв. м. Есть площади, которые не изменились в цене, потому как находятся в ликвидных местах.

Никита ПЕТУХОВ, директор Royal Estate Boutique

- В первую очередь упали цены на аренду. Арендаторы не готовы платить ту сумму, что была когда-то, потому как не стало таких оборотов, как раньше. Также происходит сокращение затрат. Сегодня в выгоде те, кто снимает и покупает. Арендодатели могут пойти практически на все условия, если у них совсем нет арендаторов, но если хоть что-то есть, то вряд ли.

Алексей КУБАРКОВ, генеральный директор ЗАО «АНК»

- Число агентств снизилось по всем сегментам. У нас в городе мало было компаний, которые занимались чем-то одним. Большинство предоставляли достаточно обширный спектр услуг. Некоторые сейчас ушли работать частными, домашними риелторами. Большинство агентств имеют свои площади в аренде, за счет чего, в частности, и существуют.

Андрей ЧАЙКО, директор ООО «АН «Чайка»

- Сейчас никому ничего не нужно. Цены падают. Агенты пытаются заманить какими-то скидками и дисконтами. Однако это не всегда помогает, потому что, когда кончаются эти бонусные периоды, начинаются реальные будни. Выживают сильнейшие, как правило, московские и питерские компании.