Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (288) | 6 июля 2009г.
 

Минус Шиянов

Тольяттинский застройщик лишился доли в Самараоблавтотрансе

Иван Григорьев

10 июня Федеральной службой финансовых рынков (ФСФР) в Юго-Восточном регионе зарегистрирован отчет о выпуске ценных бумаг ОАО «Самараоблавтотранс». Общий объем размещения, прошедшего по закрытой подписке, составил 302 млн. р. Предприятие будет развиваться вне участия тольяттинского предпринимателя Валерия ШИЯНОВА, уступившего свою долю в акционерном капитале (48%) правительству Самарской обл. в лице Министерства управления финансами. Февральское размещение на 47 млн. р. стороны выкупали в пропорциональных долях.

10 июня ФСФР зарегистрировало отчет о выпуске ценных бумаг ОАО «Самараоблавтотранс». Всего выпущено 1006666 акций номинальной стоимостью 300 р. за единицу. Размещение прошло по закрытой подписке. Общий объем выпуска составил 302 млн. р. По данным отчетности компании на 1 января 2009 г., 51% акций ОАО «Самараоблавтотранс» принадлежит правительству Самарской обл. в лице Министерства имущественных отношений, а 48% — ООО «Меткар», входящего в группу компаний, подконтрольных тольяттинскому бизнесмену Валерию Шиянову. Помимо «Меткара» Шиянову в Тольятти аффилированы крупная строительная фирма ООО «Единение» и ООО «Компания «Терминал», занимающееся грузоперевозками и автозапчастями.

Также он имеет непосредственное отношение к ЗАО «Тольяттинский домостроительный комбинат» (ТДСК). На данный момент ТДСК -на стадии конкурсного производства в рамках процедуры банкротства.

В феврале этого года партнеры по Самараоблавтотрансу провели первую крупную допэмиссию. Тогда компания «Самараоблавтотранс» выпустила более 155 тыс. обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 300 р. Размещение проводилось также по закрытой подписке. Общий объем выпуска составил 46,5 млн. р., а выкуп бумаг акционеры совершили в долях, пропорциональных участию в уставном капитале. К тому моменту уставный капитал компании составлял всего 300 тыс. р.

Не исключено, что Шиянов мог планировать заручиться поддержкой правительственных структур для развития внутренних перевозок в Тольятти. Эти планы совпали с намерением Минфина Самарской обл. забрать у ОАО «Волгатранстерминал» 700 млн. р., предназначенных для финансирования перевозок водным транспортом, и передать их сухопутной транспортной «дочке» — Самараоблавтотрансу. Изначально эта сумма была заложена в бюджете на строительство и реконструкцию дорог. В декабре 2008 г. средства перераспределили в пользу развития водного транспорта, а в марте 2009 г. — на поддержку совместных с Шияновым проектов.

Июньское размещение, однако, наводит на мысль, что между сторонами могли возникнуть противоречия. Согласно опубликованной информации, держателем 99,51% акций предприятия на момент июньской допэмиссии являлся Минфин. Из этого следует, что Валерий Шиянов, скорее всего, решил не участвовать в размещении февральской допэмиссии и уступить право выкупа акций правительству.

Причиной февральской допэмиссии, скорее всего, стало стремление правительства Самарской обл. спасти Самараоблавтотранс от предбанкротного состояния. В апреле 2007 г. счетная палата Самарской губернской думы проверила работу компании и признала ее убыточной. В результате проверки выяснилось, что из 160 автобусов, переданных областным правительством этой компании, осталось только 96 единиц, 85% которых имеют стопроцентный износ. Остальные автобусы были проданы или пришли в негодность. Кроме того, в 2005-2006 гг. предприятие работало в убыток и кредиторская задолженность на октябрь 2006 г. составила 10,6 млн. р. Счетная палата предложила тогда областным властям рассмотреть вопрос о приватизации предприятия. Вместо этого облправительство выделило компании средства из бюджета на закупку автобусов и предоставило земельные участки для строительства автопарка.