Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (288) | 6 июля 2009г.
 

Возвращение легенды

Группа «СОК» может пойти на сохранение за собой ИжАвто

Денис Федоров

В конце июня владельцем 25% акций ОАО «ИжАвто» стала кипрская компания Shonapol Investments Ltd. Эксперты считают, что покупка была совершена с целью дальнейшей выгодной перепродажи. Не исключено, что покупателем будет бенефициар Группы «СОК» Юрий КАЧМАЗОВ (на фото) совместно с кем-либо из иностранных автопроизводителей, еще не представленных в России.

19 июня ОАО «Ижевский автомобильный завод» (ИжАвто) официально объявило о том, что в составе компании появился новый акционер. Владельцем 24,99% акций ИжАвто стала кипрская компания Shonapol Investments Ltd. Сумма сделки не сообщается. С учетом того что положение завода далеко от идеального, аналитики оценивают этот пакет ИжАвто в $10-12 млн.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что представлять интересы кипрской компании может кто угодно, включая номинального представителя в лице какой-либо адвокатской конторы. «Возможно, что долю мог приобрести какой-то инвестор, который или был ранее связан с заводом какими-то отношениями, или же имеет интересы в автомобильной отрасли, — отмечает Баранов. — Прямая выгода может заключаться и в нынешней низкой стоимости акций завода, которые потом можно перепродать с прибылью. Или же выгода заключается в том, что, владея таким пакетом, этот инвестор собирается на площадях завода реализовывать какие-то собственные планы, причем необязательно именно по сборке автомобилей».

Аналитики считают, что в настоящее время возврат ОАО «АВТОВАЗ» к переговорам с руководством ИжАвто о покупке предприятия маловероятен.

Кризис оказал на завод очень большое воздействие, и в результате могут быть пересмотрены его стратегические планы. В пресс-службе госкорпорации «Ростехнологии» корреспонденту «Хронографа» подтвердили, что возобновлять переговоры по покупке ижевского завода корпорация не намерена.

В настоящий момент конвейер ИжАвто работает с остановками, долги достигли 12 млрд. р., а над большей частью персонала, вероятно, нависла угроза сокращения. Одна из главных причин такого положения — подорожавшие из-за девальвации рубля машинокомплекты KIA Spectra. Однако руководство предприятия намерено наладить ритмичную работу конвейера уже в июле.

Стоит напомнить, что в апреле Группа «СОК» продала контрольный пакет ИжАвто топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Сумма сделки составила около S200 млн., однако менеджмент должен был рассчитаться за акции не деньгами, а автомобилями.

Ситуация, когда единственный претендент на ИжАвто — госкорпорация «Ростехнологии» — фактически отказался от его приобретения, может привести к банкротству завода, полагают эксперты.

Хотя Дмитрий Баранов не исключает того, что бывший владелец ОАО «ИжАвто» -Группа «СОК» — может вернуть актив обратно. «Такой интерес может присутствовать если и не прямо сейчас, то в среднесрочной перспективе, например, для того, чтобы пригласить на завод кого-либо из мировых иностранных автопроизводителей из числа тех, кто не имеет сборочного производства в России, но заинтересован в работе на нашем рынке», — полагает Баранов. Представители Группы «СОК» от комментариев отказались.

Дальнейшая судьба ОАО «ИжАвто», по мнению экспертов, зависит и от позиции государства, и от республиканских властей Удмуртии, и от кредиторов завода и его акционеров. Аналитики предполагают, что, несмотря на нынешнее тяжелое положение завода, перспективы у него есть и сейчас ему требуется помощь всех заинтересованных сторон, чтобы преодолеть этот тяжелый период и снова начать работать. Кроме того, как полагают аналитики, ликвидация завода невыгодна никому. Хотя если говорить о перспективах банкротства, то, скорее всего, эта процедура может быть запущена в целях финансового оздоровления предприятия. Такая перспектива могла бы быть наиболее предпочтительной и для АВТОВАЗа.

Не исключено, что в составе ИжАвто появился новый акционер с прицелом на то, что Качмазову каким-то образом удалось бы войти в управление АВТОВАЗом. Об этом его стремлении говорил его же доклад на собрании акционеров АВТОВАЗа. Вполне возможно, что ИжАвто в этом случае ему пригодится, чтобы вывести определенные суммы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.