Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (288) | 6 июля 2009г.
 

Дурной пример

ЗАП готовят к переносу

Иван Григорьев

На прошлой неделе появилась информация о том, что владелец самарского ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАП) — ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» — ведет консультации по поводу переноса мощностей данного предприятия на площадку ОАО «Степногорский подшипниковый завод» в Республику Казахстан. С развитием этих планов ожидается обострение борьбы девелоперов за выгодно расположенную освобождающуюся территорию. Скорее всего, это будет происходить по аналогии с недавним переделом земли бывшего ЗАО «СПЗ-4».

Тенденция к сворачиванию производства крупных промышленных предприятий, некстати расположенных в новых деловых и культурных центрах Самары, похоже, достигла стадии, на которой могут пострадать не только бедствующие и близкие к банкротству заводики, но и вполне успешные, обеспеченные госзаказами. После того как в сферу интересов девелоперов попали такие предприятия, как Средневолжский станкостроительный завод и Завод им. Масленникова, не вынесшие кризиса 90-х, в аналогичной ситуации оказался СПЗ-4. Предприятие преодолело тяжелый период неплохо, но также попало с «неуместным» производством в будущую офисно-деловую и торгово- развлекательную зону города. Президент и основной владелец «СПЗ-групп», контролирующей СПЗ-4, Александр Швидак (на фото), впрочем, ранее заявлял, что перенос активов из центра на окраину обусловлен необходимостью «повышения управляемости и сокращения логистических цепочек». Цена вопроса, по разным оценкам, составила тогда от $30 млн. до $300 млн., а некоторые аналитики называли продажу заводской территории в границах ул. Луначарского, Мичурина, Челюскинцев и Московского шоссе «крупнейшей сделкой с недвижимостью в Самарской обл. в ближайшее десятилетие».

Видимо, аналитики поторопились с выводами. На прошлой неделе «Хронографу» стало известно, что собственник ЗАП — ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) — рассматривает вопрос о перспективе переноса производственных мощностей самарского подразделения на площадку ОАО «Степногорский подшипниковый завод» (СПЗ), расположенную в Акмолинской обл. Республики Казахстан.

Освободившаяся территория ЗАПа, скорее всего, будет сдана в аренду или использована под застройку. Известно, что и заводская земля, и производственные корпуса, находящиеся по другую сторону ул. Мичурина от бывшего СПЗ-4, давно притягивают региональных девелоперов, но факты переговоров с ними, как и саму возможность выноса предприятия за пределы города, руководство ЕПК до сих пор тщательно скрывало. Вопросы «Хронографа» вызвали и на этот раз удивление. Технический директор управляющей компании ЕПК Владимир Осипов сообщил, что в планах корпорации нет и никогда не было подобного проекта. Другой сотрудник, пожелавший остаться неизвестным, пояснил, что можно допустить вынос с производства каких-либо отдельных видов продукции. «Все линии и цеха на территорию иностранного государства переносить просто нецелесообразно, — заявил собеседник «Хронографа». — ЗАП делает подшипники для авиационной и космической промышленности, а в Степногорске в основном выпускают изделия для нужд автостроителей и железнодорожников. Зачем же объединять разнопрофильные активы?» Генеральный директор ОАО «СПЗ» Анатолий Томилов выразил схожее недоумение по данному вопросу.

В таком случае не совсем понятно, почему ЕПК вдруг решила лишить опоры такое находящееся на подъеме предприятие, как ЗАП, являющееся к тому же головным в дивизионе специальной продукции корпорации. Как вариант, завод с постоянно совершенствующейся производственной и научно-исследовательской базой, с растущими объемами выпуска продукции, вероятно, стал разменной монетой в играх федеральных инвесторов, достаточно давно начавших экспансию на самарский рынок.

Конечным приобретателем площадки под СПЗ-4 выступил санкт-петербургский венчурный фонд «Стратегические инвестиции». Не исключено, что предварительной договоренности о переселении ЗАПа ЕПК достигла именно с венчурной компанией.

С другой стороны, постоянно уплотняющаяся вокруг завода городская инфраструктура может создавать помехи производству и существенно усложнить логистические задачи, на что уже сетовал Александр Швидак при продаже своего подшипникового актива. Также значительная часть выручки ЗАПа в данный момент уходит на уплату земельных налогов. «Эти и другие факторы в виде административных барьеров, часто возникающих по заказу девелоперов, повышают себестоимость продукции и снижают эффективность бизнеса, — подчеркивает аналитик одного из самарских банков. — Впрочем, перебрасывать производство в Казахстан я бы не стал: ЗАП вполне могут пустить на свою территорию его же филиалы -в г. Саратове или Волжском (Волгоградская обл.)». «Концентрация производства в пределах одной площадки позволит на 100% загрузить мощности предприятия и заметно снизить издержки, — соглашается директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Другое дело, что время для переноса выбрано не самое удачное: предстоят немалые затраты. Освободившуюся же заводскую землю придется реализовывать с большим дисконтом».