Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (288) | 6 июля 2009г.
 

Дефективный пластик

АВТОВАЗ отсудил у Симонова деньги

Виктория Чайковская

30 июня стало известно, что Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрел иск ОАО «АВТОВАЗ» к ОАО «Пластик» о взыскании 548 966 р. Речь шла об удовлетворении претензий, которые возникли в результате поставки ответчиком некачественного товара. Суд выявил нарушение «Пластиком» договора поставки. Отказ его от исполнения гарантийных обязательств признан необоснованным. Заявление удовлетворено в полном объеме. Эксперты не исключают, что вскоре с подобными исками могут столкнуться и другие сызранские поставщики комплектующих для АВТОВАЗа.

Арбитражный суд выяснил, что взаимоотношения сторон обусловлены договором поставки от 19 декабря 2006 г. По его условиям «Пластик» обязался поставить, а АВТОВАЗ — принять и оплатить товар (комплектующие изделия) по согласованной цене. Продавец гарантировал покупателю «соответствие качества поставленного товара требованиям согласованной на него технической документации, а также эталонам, методикам контроля и испытаний». Кроме того, комплектующие должны были быть подготовлены для использования покупателем в конкретных целях. Было оговорено, что «Пластик» несет ответственность за отказы и дефекты товара, в случае если они возникнут по причине ненадлежащего качества и будут обнаружены покупателем в период гарантийной эксплуатации. «Пластик» входит в группу компаний «Криста» Владимира Симонова (см. «Хронограф» №12 (276) от 06.04.09). По оценкам экспертов, он поставляет на АВТОВАЗ до 70% производимых «Пластиком» автокомпонентов.

Поставленные «Пластиком» изделия были установлены на собранные АВТОВАЗом автомобили. После продажи машин, в период гарантийной эксплуатации, их владельцы обратились на предприятие по техническому обслуживанию автомобилей по причине неисправности комплектующих, которые были изготовлены «Пластиком». В соответствии с условиями договора некачественные изделия были возвращены заводу-изготовителю. Это подтвердилось представленными накладными.

Ответчик не оспорил факт возврата товара по этим накладным. Выяснилось, что причиной появления дефектов комплектующих является производственный брак изготовителя — ОАО «Пластик».

Серией претензий АВТОВАЗ уведомил «Пластик» о возврате бракованного товара и потребовал возмещения понесенных убытков. «Пластик» отказал в удовлетворении претензий, сославшись на отсутствие своей вины в поставке товара ненадлежащего качества. Это послужило поводом для обращения истца в арбитражный суд с целью взыскания убытков с «Пластика» в принудительном порядке.

При заключении договора поставки истец согласился с тем, что «требования к качеству товара определяются также и его фактической пригодностью к эксплуатации в автомобилях ВАЗ в течение гарантийного срока». Комплектующие оказались ненадлежащего качества, поэтому их покупатель вправе предъявить претензии поставщику. Возврат некачественного товара рассматривается как отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи.

Доводы ответчика о недоказанности размера убытков не были приняты судом во внимание. Порядок расчета затрат, связанных с гарантийным обслуживанием, установлен договором. В нем прописан точный размер ответственности. В связи с этим у истца отсутствует обязанность доказывать размер убытков. Не принят судом во внимание и довод ответчика о необоснованности взыскания убытков и включении в стоимость НДС. На основании всех выявленных обстоятельств суд сделал вывод о том, что у «Пластика» нет оснований для отказа от исполнения гарантийных обязательств перед АВТОВАЗом.

ОАО «Пластик» на днях отметило 50-летний юбилей. В парадном интервью его генеральный директор Максим Симонов говорил о высоком качестве продукции, производимой на «Пластике». Исходя из материалов суда в этом можно усомниться. Интересно, что, по информации источников «Хронографа», в качестве автокомпонентов «Пластика» есть сомнения и у иностранных партнеров. Предприятие якобы в последний год направило им около 200 коммерческих предложений. Тем не менее контракты не были подписаны.

В Сызрани комплектующие для автомобилей АВТОВАЗа производят также ОАО «Сызранский автоагрегатный завод», ЗАО «Кардан». Первый входит в состав Группы «СОК» (см. «Хронограф» №10 (274) от 23.03.09). Второй в Сызрани относят к группе компаний «Тяжмаш» (см. «Хронограф» №16 (280) от 04.05.09). Эксперты не исключают, что в случае возникновения подобной ситуации с поставками этих компаний АВТОВАЗ может предъявить претензии и к ним. Подобная практика может позволить АВТОВАЗу сместить акценты с вопроса о задолженности автозавода перед поставщиками автокомпонентов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Юрий ТРОФИМЧУК, и.о. генерального директора ЗАО «Кардан»

- По качеству поставляемой продукции, исходя из оценки ОАО «АВТОВАЗ», по итогам работы за первое полугодие ЗАО «Кардан» отнесено к надежным поставщикам. Имеющееся оборудование в ЗАО «Кардан» в настоящее время предназначено только для изготовления карданных валов на автомобили семейства ОАО «АВТОВАЗ». Поэтому наша перспектива сотрудничества с ОАО «АВТОВАЗ» находится в прямой зависимости от дальнейшей судьбы самого ОАО «АВТОВАЗ».