Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (287) | 29 июня 2009г.
 

Пришли за деньгами

Автобусный бизнес в Сызрани делят со стрельбой

Петр Кожевников

На прошлой неделе стало известно несколько версий преступления, совершенного в отношении депутата собрания представителей Сызранского р-на Сергея ДЕМИДОВА. Они имеют под собой финансовую основу. Одна связана с предпринимательской деятельностью скончавшегося от ранений депутата. Эксперты отмечают короткий временной отрезок между гибелью Демидова и новостями о предстоящем переделе рынка пассажирских перевозок в регионе.

Сергей Демидов открыл первый коммерческий маршрут в Сызрани еще в 1997 г. При этом он являлся основным пассажироперевозчиком в Сызранском р-не. Здесь он на протяжении нескольких лет выигрывал конкурсы. В 2005 г. был избран депутатом в районное собрание представителей Сызранского р-на. Входил во фракцию «Единой России».

В Сызрани его автобусы обслуживали один из наиболее популярных маршрутов — № 35. Он связывает между собой так называемый мкрн «Шанхай» и Юго-Западный р-н Сызрани. Идет через весь город. В 2009 г. на маршруте стоимость проезда составляет 8 р. За такую цену в Сызрани перевозят пассажиров разве что муниципальные автобусы МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП). Низкие расценки, по мнению экспертов, могли стать одной из причин конфликтов Демидова с другими перевозчиками. Предприниматели, работающие на пересекающихся с 35-м маршрутах, были вынуждены снизить цены с 12 до 10 р.

Часть маршрутов, связывающих села Сызранского р-на, шли через город. Как, например, № 122 сообщением «с.Варламово — с.Кошелевка», следующего через мкрн «Шанхай». Они также могли оттягивать часть пассажиропотока у других предпринимателей. Последние события в Сызрани только осложнили ситуацию.

Обострилось положение в районе кирпичного завода. Здесь помимо маршрута № 16, обслуживаемого до последнего времени СПАТП, работают частные маршруты предпринимателя Михаила Морунова № 77, 99. Около 3 месяцев назад у Морунова, по мнению наблюдателей, произошел конфликт с частью предпринимателей, работавших на его линиях. Владельцы привлекаемых автобусов якобы проявили недовольство после предполагаемого повышения Моруновым цен за допуск на маршруты. Одним из итогов этого стало открытие маршрута № 57. Он стал фактически параллельным № 77 с конечной остановкой в «Шанхае». Эксперты не исключают, что 57-й был открыт не без помощи администрации Сызрани. С ней у предпринимателя уже несколько лет длится «транспортный» конфликт. Предполагается, что на маршрут были поставлены машины предпринимателей, не нашедших общего языка с Моруновым.

Вскоре после этого появился еще один маршрут — № 54 сообщением ст. Сызрань-1 — Юго-Западный р-н. Он дублирует маршрут Морунова № 44.

Процессы на рынке перевозок не всегда поддаются контролю
Процессы на рынке перевозок не всегда поддаются контролю

После этого Морунов, по предположениям экспертов, начал искать новые направления. Возможно, они каким-то образом были связаны с конечной автобусной точкой в «Шанхае». Ему принадлежит паспорт маршрута «6 с». Этот маршрут является дублирующим муниципальный маршрут №6. При этом автобусы по маршруту «6 с», как полагают наблюдатели, перестал ходить еще в конце прошлого года. Маршруты связывали «Шанхай» с центром города. Конечной остановкой имеет р-н «Шанхай» и маршрут № 65, также принадлежащий Морунову. Он, как и 35-й, ходит в Юго-Западный р-н.

Незадолго до трагедии с Демидовым, 26 мая, в Сызрани было официально опубликовано Положение о порядке организации и проведения открытых конкурсов на право заключения договора об организации городских регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Подобные документы, по информации источников «Хронографа», разрабатываются в Октябрьске, Сызранском и Шигонском р-нах. Данные акты, по мнению экспертов, могут снизить остроту проблемы с перевозками, навести на дорогах порядок. Условия для будущих участников конкурсов достаточно жесткие. Выполнить их в состоянии будут немногие предприниматели. Среди них, по мнению специалистов, могли бы быть Сергей Демидов, Виктор Ивлиев, Александр Ганин, Михаил Морунов. Гораздо проще себя должны чувствовать СПАТП, ООО «Интервал», которое связывают с группой компаний «Криста» бизнесмена Владимира Симонова, и, возможно, ООО «Грузовые перевозки». У последнего, как и у МУП УК «Городские перевозки» (ГП), СПАТП арендует большую часть автобусов, работающих на муниципальных маршрутах: 68 из 83.

Что касается Демидова, то существует и такая версия трагедии. Наблюдатели предполагают, что на руках у него должна была быть крупная сумма. Преступники могли прийти за ней. Якобы несколько преступлений с похожим почерком на Средней Волге отмечалось в последние месяцы. Преступникам, однако, следовало подумать, что под прицелом оказался депутат и делом будут заниматься в особом порядке. Работу по делу ведет Сызранский межрайонный отдел следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской обл. Также не исключено, что некие заинтересованные стороны могли воспользоваться ситуацией на рынке перевозок для сокрытия истинной причины устранения депутата.

Справка:

Процесс ликвидации МУП УК «ГП» начат, по данным ФНС, еще в 2007 г. На торги была выставлена часть имущества. В том числе и подвижной состав (см. «Хронограф» №7 (271) от02.03.09). По подсчетам аналитиков, муниципалитет перевозит сейчас лишь около 20% пассажиров. Годовой доход перевозчиков Сызрани оценивается экспертами от 150 до 180 млн.р., причем эти деньги, как правило, «черные».

Комментарии

Владимир МИРОНОВ, государственный инспектор Тольяттинского отдела (Сызрань) Управления государственного автодорожного надзора по Самарской обл. Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

- В 2008-2009 гг. в Сызрани в области пассажирских перевозок выявлено 214 нарушений, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях. Это невыполнение лицензионных требований — 104 факта, работа без лицензионных карточек — 69, без лицензии — 15 и другие. Конкурс сможет способствовать наведению порядка на рынке в случае его проведения в соответствии с транспортным законодательством.

Юрий СЛИВА, и. о. руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской обл.

- 6 июня 2009 г. трое неустановленных лиц совершили разбойное нападение с применением оружия на семью Демидовых, незаконно проникнув в дом, расположенный на ул. Молодежной в с. Рамено Сызранского р-на, и похитили деньги в размере более 300000 р. 8 июня Демидов скончался от полученных повреждений. В настоящее время предварительное следствие по уголовному делу проводится следователями Сызранского городского отдела следственного управления. Отрабатывается несколько версий совершенного преступления, такие, как разбойное нападение, а также нападение, связанное с предпринимательской или политической деятельностью потерпевшего, и другие.

Юрий КОБЯКИН, глава администрации Сызрани

- О точной дате конкурса будет сообщено через официальный источник не позднее чем за 30 дней до даты проведения. Победителем в конкурсе признается тот участник, предложение которого содержит лучшие условия. Понятие «частного» маршрута действующим законодательством РФ не предусмотрено. Существуют «установленные маршруты», по которым могут осуществляться коммерческие перевозки.