Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (287) | 29 июня 2009г.
 

Долгов прибавилось

У Клявлинского НПЗ объявились новые кредиторы

Денис Федоров, Татьяна Никонорова

22 июня Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрел заявления новых кредиторов ЗАО «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ). На этот раз общая сумма требований к предприятию составила более 80 млн. р. Среди кредиторов предприятия оказались и собственники КНПЗ — московские фирмы ОАО «ГрандИнвестБанк» и ООО Фирма «Тетра-Юнион». В практике арбитражных судов это достаточно распространенный ход, когда компании, аффилированные должнику, включаются в арбитражный процесс с целью по максимуму защитить принадлежащие задолжавшему предприятию активы. Тем не менее есть некоторые обстоятельства, позволяющие предположить, что банкротство предприятия не было инсценировано с целью увода активов, а является следствием недовольства кредиторов предприятия.

О процедуре банкротства завода с проектной мощностью 1,5 млн. т в год его кредиторы задумались еще в феврале 2009 г. Определением арбитражного суда от 16 марта 2009 г. в отношении ЗАО «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод» была введена процедура наблюдения и включены в реестр требований кредиторов претензии ЗАО «Полихимгрупп» в размере 6,1 млн. р., в т. ч. 6 млн. — основной долг, остальное — проценты и госпошлина (см. «Хронограф» №13 (277) от 13.04.09). Временным управляющим был назначен Тимур Халлиулин.

Проблемы у завода начались с нехватки промышленных мощностей. Их перестало хватать, для того чтобы проводить отгрузку всем, с кем у ЗАО «Клявлинский НПЗ» были заключены договорные отношения. Это стало формировать кредиторскую задолженность, причем кредиторы пытались избавиться от долгов в досудебном порядке. Так, например, на одном из сайтов по продаже долгов было размещено объявление, исходя из которого можно было понять, что ООО «Инко-Балт» продает долг ЗАО «Клявлинский НПЗ» в размере 15 млн. р. с 15-процентным дисконтом, т. е. за 13,5 млн. р. Правда, в объявлении оговаривалось, что «возможен торг». «Долг возник в связи с неисполнением данной компанией своих обязательств по поставке нефтепродуктов. Суд выигран», -говорилось в характеристике долга.

То, что у завода могут быть осложнения по отгрузке готовой продукции, нефтетрейдеры отмечали и ранее. По их мнению, в работе с ЗАО «Клявлинский НПЗ» не стоило делать предоплату, поскольку наработка продукта якобы была недостаточной для того, чтобы удовлетворить потребности всех желающих. В результате отгрузка могла осуществляться в срок до 30 дней. Нефтетрейдеры отмечали, что из продуктов КНПЗ относительно хорошим качеством отличался только мазут.

Близость к месторождениям не помогла КНПЗ выстоять
Близость к месторождениям не помогла КНПЗ выстоять

28 апреля ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в лице ульяновского отделения — структурного подразделения Куйбышевской железной дороги (КбшЖД) — филиала РЖД — обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о включении в реестр требований кредиторов КНПЗ. Общая сумма требований составила 525 тыс. р.

Слушание по делу началось 16 июня. В этот же день самарский арбитраж начал рассматривать дело по включению в реестр требований кредиторов КНПЗ ООО «Инко-Балт» (г. Санкт-Петербург). Эта компания обратилась в суд 21 апреля с заявлением о включении в реестр с общей суммой требований 6,9 млн. р. (задолженности по договору поставки). Судя по тому, что ранее ООО «Инко-Балт» пыталось продать гораздо более крупный долг, можно предположить, что КНПЗ его частично погасил.

27 мая Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил заявление ООО «Уни Сталь», (г. Москва). Компания требует с КНПЗ 44 млн. р., в т. ч. 35,5 млн. р. — сумма основной задолженности, 8,2 млн. р. — сумма неустойки, 93 тыс. р. -сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, 100 тыс. р. — сумма госпошлины за рассмотрение иска.

23 апреля в самарский арбитраж обратилось ОАО «ГрандИнвестБанк» (г. Москва) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов КНПЗ с общей суммой требований 22 млн. р. ФНС России поддержала позицию компании: при наличии документов, подтверждающих требования заявителя, оставить на рассмотрение суда. Судебное заседание по этому заявлению прошло 22 июня. В этот же день суд рассмотрел заявление о включении в реестр требований московской компании ООО Фирма «Тетра-Юнион», претендующей на возврат 10,4 млн. р.

Примечательно, что одним из крупных акционеров ОАО «ГрандИнвестБанк» является президент группы компаний «Гранд» Леонид Тавровский (см. «Хронограф» №16 (280) от 04.05.09). Именно он в 2004 г. приобрел КНПЗ для производства бензина с целью его поставки как на АЗС собственной сети в Москве, так и на самарские. ГрандИнвестБанк в свою очередь является финансово- расчетным ядром группы «Гранд». ООО Фирма «Тетра-Юнион» также является акционером этого банка. Генеральный директор «Тетра-Юнион» Александр Зарецкий владеет 15,3% акций КНПЗ.

«Гранд» — одна из первых частных компаний на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов в Москве. Основные сферы ее деятельности — это нефтепереработка и оптовые поставки нефтепродуктов, тракторостроение, медицина, связь и сельское хозяйство. Также «Гранд» является крупным российским экспортером сельхозпродукции и по совместительству ведущим российским разработчиком программного обеспечения для строительных, подрядных, проектных организаций и служб заказчика.

Справка:

ЗАО «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод»зарегистрировано в 2002 г. Проектная мощность завода составляет 1,5 млн. т в год. Уставный капитал — 10 тыс. р. Кредиторская задолженность — 660 млн. р., выручка в 2007 г. составила 204 млн. р. 82% принадлежит московской группе компаний «Гранд». Акционерами АО «ГК «Гранд» являются ООО «ТАВРИЯ трейд» (29,54%), зарегистрированное на Виргинских островах, RISVAL Limited (19,975%), ООО «ЗАРЯ инвест» (19,685%). Президент компании — Леонид Тавровский (15,485%), вице-президент — Александр Зарецкий (15,315%).

По данным СПАРК-Интерфакс

Комментарии

Александр ЕРЕМИН, аналитик ИК «Финнам»

- Какая-то часть предприятий нефтепереработки и розницы не сможет самостоятельно продолжать свою деятельности, и им придется перейти под другие крупные компании. Это, в принципе, может свидетельствовать о большей монополизации рынка. Причем более привлекательными станут именно производственные мощности, поскольку розница давно уже испытывает большое внимание со стороны УФАС.