Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (287) | 29 июня 2009г.
 

Непродажная «Восток-Лада»

Игорь Мещеряков намерен с выгодой избавиться от автосалона

Светлана Короткова

На прошлой неделе стало известно, что тольяттинский бизнесмен Игорь МЕЩЕРЯКОВ намерен продать еще часть своего бизнеса. Напомним, что в прошлом году он избавился от принадлежащего ему ТД «Влада». Сегодня на продажу выставлен автосалон «Восток-Лада». Как рассказывают источники «Хронографа», знакомые с ситуацией, это происходит, вероятно, по причине накопившейся кредитной задолженности. При этом эксперты отмечают, что ввиду экономического кризиса Мещеряков вряд ли сумеет получить за автосалон желаемую выручку.

Компания ЗАО «Восток-Лада» -официальный дилер по продаже и обслуживанию автомобилей Lada и Hyundai. Общая площадь автокомплекса — 5500 кв. м. Офис расположен в Автозаводском р-не Тольятти на ул. Заставной. Был он построен еще в 1994г. В конце 1995 г. директором компании стал Игорь Мещеряков. Из информации официального сайта компании стало известно, что в 1996г. компания «Восток-Лада» начала работу с Автозаводским отделением Сбербанка РФ. Все последующие годы эти контакты укреплялись.

На прошлой неделе появились известия, что Мещеряков выставил на продажу автокомплекс «Восток-Лада» якобы как действующий бизнес. Однако в беседе с корреспондентом «Хронографа» он сообщил, что речь идет о недвижимости, а не о бизнесе. «Почему я должен подтверждать факт продажи бизнеса?! Кто вам вообще сказал, что мы это делаем? Мы продаем недвижимость свою, а при чем здесь бизнес?» — ответил вопросами на вопрос Мещеряков.

С информацией о продаже «Восток-Лады» знаком и генеральный директор АН «Русская жемчужина» Алексей Кирюшин. «Да, мне об этом известно. Там речь идет не только об автосалоне, а о бизнесе в целом. Имеются в виду договоры, коллектив и т. д. Видимо, это происходит по причине кредиторской задолженности данного дилера. Конечно, нам было бы интересно установить с ними агентские отношения. С руководством напрямую мы еще не общались по этому поводу. Пока только получена информация. Я думаю, что их требования по стоимости порядка 200 млн. р. При этом сейчас нет практики по покупке и продаже подобных объектов. Сложно оценить реально данный актив», -поделился своими предположениями Кирюшин.

Объект выставлен на продажу
Объект выставлен на продажу

Стоит напомнить, что это не первая попытка Мещерякова продать активы. В ноябре прошлого года он продавал ТД «Влада». Его совладельцем являлось ЗАО «Восток-Лада» (см. «Хронограф» №41 (256) от 05.11.08). На тот момент высказывались предположения, что Мещеряков мог запросить за ТД «Влада» около 200 млн. р. Объект удалось продать.

Заинтересованным в покупке объекта назывался Андрей Богданов. В Тольятти Богданов известен как зять бывшего казначея ОАО «АВТОВАЗ» Галины Казаковой, а также как владелец большого количества земельных участков и объектов коммерческой недвижимости (офисные центры «Квадрат» и «Эфель). Он также известен как компаньон владельца ОАО КБ «Солидарность» Алексея Титова. Несмотря на финансовые возможности Богданова, источники «Хронографа» сомневаются в том, что он мог согласиться купить ТД «Влада» за сумму, близкую 200 млн. р. Истинная цена сделки сторонами не разглашалась.

Несмотря на относительную удачу Мещерякова в случае с ТД «Влада», в нынешней ситуации продать автосалон ему будет, скорее всего, достаточно сложно, отмечают эксперты. Подобной точки зрения придерживается и ветеран ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков: «Очень трудно сейчас продать». Также он добавил: «Восток-Лада» выставила свое имущество на продажу уже давно. У них проблемы с оплатой кредитов. Очень неплохо они держали себя за счет продаж Hundai. Сейчас работают в режиме выживания. Относительно претендентов на покупку, думаю, им мог бы стать Сбербанк. Вот они там и ведут эти переговоры».

Примечательно, что ОАО «Сбербанк России» выдавало относительно крупные кредиты и другим тольяттинским автодилерам. Многие из них сегодня испытывают аналогичные проблемы. Е

сли вариант передачи автосалонов Сбербанку в счет погашения кредиторской задолженности получит механизм реализации, то этот государственный банк может оказаться крупнейшим держателем недвижимости на автомобильном рынке Тольятти.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ЖОЛНЕРУК, директор АН «Жилищный проект»

- Про продажу объекта Мещерякова я слышал. Думаю, ему денег не хватает для уже привычной жизни. Дело в том, что государство приучило бизнесменов работать по-европейски с использованием кредитов. Ранее бизнесмены активно кредитовались, вкладывали в проекты. Рассчитывались, опираясь на экономические темпы своего развития. Сейчас нужно погашать кредиты, но это невозможно. Есть еще один момент. Может быть, люди оценили перспективу и увидели нерентабельность этих направлений в ближайшие десятилетия. Думаю, что здесь и то и другое. При этом оставить автосалоны для использования по тому же назначению, думаю, будет не совсем разумно. Я бы подумал о поиске какой-то альтернативы.

- Реально ли в данных условиях продать этот бизнес?

- Практически нет.

Андрей ЧАЙКО, генеральный директор АН «Чайка»

- Естественно, если бизнес не идет, как планировалось, собственники вынуждены продавать предприятия. Я знаю массу таких ситуаций. Сейчас очень сложно продать такие активы. При этом здесь должна быть правильно сформирована цена.

- Кто бы смог сегодня приобрести «Восток-Ладу»?

- Сегодня у местных инвесторов нет таких денег на приобретение. У московских или иностранных инвесторов еще какие-то желания в этот сложный период есть. Я имею в виду относительно покупки по недорогой цене готового бизнеса. При этом сейчас предложения разнообразные и их достаточно много. Однако продаж почти нет.