Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (136) | 22 мая 2006г.
 

Цена экологии

КуйбышевАзот провел публичные слушания по производству бензола

Павел Соколов

18 мая руководство ОАО «КуйбышевАзот» совместно с мэрией г. Тольятти в очередной раз провело публичные слушания по вопросу предстоящего строительства производства бензола. На этот раз заседание было посвящено теме получения условно разрешенного вида деятельности на выделенной под застройку территории. Выбор территории под строительство нового производства был осуществлен в соответствии со всеми стандартами санитарных норм и требованиями безопасности по линии МЧС. Между тем желание КуйбышевАзота инвестировать строительство нового современного производства на территории Тольятти в очередной раз натолкнулось на гнев местных радикально настроенных экологов.

Очередные публичные слушания, прошедшие 18 мая, были посвящены вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного восточнее территории химзавода. Для КуйбышевАзота это было уже четвертое публичное слушание в рамках работы по подготовке проекта и строительства нового производства бензола. Первое слушание проводилось 26 сентября 2005 г. На нем общественности были представлены материалы предпроектной документации «Производство бензола с сырьевым складом» (см. «Хронограф» №33 (105) от 03.10.05). Сам факт проведения тех первых слушаний специалистами был расценен как небывалый для Тольятти прецедент.

Ранее в Тольятти не существовало практики, когда при планировании объектов, несущих в себе потенциал техногенных аварий или негативного воздействия на окружающую среду, заказчик выносил бы на всеобщее обсуждение. Руководство КуйбышевАзота, понимая всю степень своей ответственности перед городским сообществом, предпочло действовать максимально открыто. Более того, данная инициатива КуйбышевАзота способствовала появлению Положения «О публичных слушаниях в городском округе Тольятти», которое было утверждено постановлением Тольяттинской городской думы №314 от 07.12.05.

Открытостью КуйбышевАзота в полной мере воспользовались отдельные радикально настроенные граждане, относящие себя к экологам. Заместитель председателя общественного научно-технического совета ТГО Социального экологического союза Владимир Кардановский с первых же слов своего выступления пригрозил КуйбышевАзоту «десятками судебных исков и заявлениями в прокуратуру в случае, если строительство производства бензола будет начато на обсуждаемой территории». Суть его претензий строилась на близости с. Васильевка. Однако, по информации главного инженера ОАО «КуйбышевАзот» Анатолия Огаркова, в свое время Кардановский был не против того, чтобы производство бензола расположилось на территории ОАО «Фосфор». Данный факт, по его мнению, свидетельствует, что Кардановский движут мотивы, не совсем связанные с экологической безопасностью Васильевки. Дело в том, что выбранная под размещение бензольного производства территория находится по отношению к Васильевке абсолютно в том же направлении, что и промплощадка «Фосфора». То есть становится не совсем понятно, каким образом, следуя логике Кардановского, размещение производства бензола на промплощадке «Фосфора» может оказаться менее опасным для экологической обстановки в Васильевке. Хотя это однозначно противоречило требованиям МЧС по безопасности, которые не приемлют концентрации химических производств на одной промплощадке. По этой же причине вариант строительства производства в пределах нынешней территории КуйбышевАзота тоже был неприемлем.

На этот раз по просьбе тольяттинской мэрии КуйбышевАзот провел публичные слушания у с
На этот раз по просьбе тольяттинской мэрии КуйбышевАзот провел публичные слушания у с

Учитывая требования МЧС, а также в соответствии с существующими санитарными нормами, была выбрана территория восточнее химзавода. В прошлом году КуйбышевАзот выкупил эту площадку. Это почти 22 га земли. Участок граничит со ст. «Химзаводская» Куйбышевской железной дороги, с территорией пролегания газопровода ООО «СВГК» и с местом будущего строительства городских очистных сооружений. Со всеми владельцами смежных территорий согласование границ уже осуществлено. Между тем КуйбышевАзоту, для того чтобы начать проектные работы, потребовалось получить решение об условно разрешенном виде деятельности на данном участке. Это необходимо сделать в силу того, что выделенный участок находится в зоне Р-6 регламентного зонирования, определенного генпланом г. Тольятти. Статус Р-6 подразумевает осуществление на регламентированной территории рекреационных работ, озеленение. Муниципалитет намеревается в рамках федеральной программы получить на эти нужды средства из вышестоящих бюджетов. Планы КуйбышевАзота никоим образом этому не помешают. С одной стороны, площадь территории, попавшей в зону Р-6, составляет 300 га. Это на порядок больше участка, отведенного КуйбышевАзоту. С другой стороны, та территория, где находится площадка, де-факто уже давно считается промышленной. Помимо обозначенных приграничных объектов, здесь также располагаются полигон по захоронению промышленных отходов ЗАО «Рекультивация» и склад сжиженных углеводородов ООО «Тольяттикаучук». На фоне всего этого эколог-активист Владимир Иглин предложил КуйбышевАзоту начать работу по изменению функционального назначения зоны на промышленно-коммунальное. Огарков расценил это предложение в силу уже названных причин как нереальное.

В другой своей претензии к КуйбышевАзоту Иглин сослался на постановления Совмина СССР, в которых говорилось об ограничениях дальнейшего строительства на территории Тольятти химических производств. Хотя он умолчал, что эти документы носят чисто декларативный характер, а не запретительный. Также стоит отметить, что в то время, когда издавались эти постановления, уровень технологий очистки выбросов был значительно ниже применяемых сегодня на тольяттинских химических предприятиях. И, в отличие от тех лет, объем производства снизился: сегодня уже не существует химического производства бывшего Куйбышевфосфора, не на полную нагрузку работает Волгоцеммаш. Кроме того, общий объем выбросов нового, предполагаемого к строительству и уже имеющегося производств за счет применения прогрессивных технологий будет меньше, чем выбросы КуйбышевАзота сейчас. Хотя даже и в настоящий момент они находятся в пределах 60-70% от разрешенных нормативами.

Таким образом, выступления людей, называющих себя экологами, строились лишь на эмоциях и на только им известных мотивах. Александр Лебедев, представившийся как житель Комсомольского района, выступил с жесткой критикой подобных действий экологов: «Вы пытаетесь под видом защиты экологии воспрепятствовать любой попытке промышленно-экономического развития Тольятти. Сначала вы были против строительства дороги через лес, хотя большинство тольяттинцев разделяет мнение, что она необходима. Теперь вы против проекта КуйбышевАзота, хотя новое производство — это использование более совершенных с экологической точки зрения технологий. И, безусловно, это дополнительные средства в бюджет».

Комментарии

Анатолий ОГАРКОВ, главный инженер ОАО «КуйбышевАзот»:

- ЧТО даст городу и КуйбышевАзоту новое производство?

- По нашим расчетам, после того как производство бензола будет запущено в эксплуатацию, в бюджеты всех уровней по линии КуйбышевАзота начнут поступать дополнительные 500 млн. р. в год. На строительстве нового производства будет занято около 1,5 тыс. строителей. Будет создано 390 новых рабочих мест. Работы по проекту производства бензола мы ведем в рамках разработанной и утвержденной программы «Приоритетные направления развития АО «КуйбышевАзот» на 2006-10 гг.» Бензол является сырьем для производства капролактама. Рынок бензола достаточно сложный, собственное производство бензола позволит снизить зависимость КуйбышевАзота от поставщиков этого вида сырья. Более того, собственное производство помимо самого бензола позволит КуйбышевАзоту получать собственный топливный газ, бензин и нафталиновую фракцию. Из 300 тыс. т получаемой ШФЛУ в год мы будем производить около 100 тыс. т бензола, 50 тыс. т бензина, 4 тыс. т нафталиновой фракции и более 140 тыс. т топливного газа, который будет использоваться на технологические нужды предприятия, замещая природный газ.

- Что было предпринято для снижения возможного негативного воздействия нового производства на окружающую среду?

- После проведения первых общественных слушаний мы, конечно, отреагировали на мнения экологов и пошли на дополнительные расходы для уменьшения воздействия производства на окружающую среду. В приводах компрессоров первоначально предполагалось использовать газопоршневые двигатели. Они раза в 2-3 экономичнее электродвигателей. Но с точки зрения экологии они хуже, поэтому, несмотря на ухудшение экономических показателей, мы выбрали вариант, более приемлемый с позиции охраны окружающей среды: будем использовать электродвигатели.

Далее мы пересмотрели конструкцию реакторов, которые будут использоваться на стадии ароматизации. Искали практически по всему миру и нашли конструкцию, которая позволит существенно снизить количество сжигаемого топлива, что уменьшит выбросы.