Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (280) | 4 мая 2009г.
 

Вот такой « недоремонт »

Лица, ответственные за состояние дорог, не боятся исков автовладельцев

Татьяна Никонорова

29 апреля депутаты Тольяттинской городской думы (ТГД) приняли проект секвестирования бюджета Тольятти на текущий год. Между тем руководитель департамента транспорта мэрии г. Тольятти Геннадий ТАРАНОВ еще до этого события предположил, что оставленные ему средства не позволят на должном уровне содержать дорожную сеть. Состояние дорог в Тольятти стремительно ухудшается. Все сильнее ощущается угроза того, что пострадавшие автомобилисты начнут в массовом порядке обращаться с исками в суд.

29 апреля на рассмотрение депутатов ТГД представлен проект секвестирования бюджета нынешнего года. Существенному сокращению подвергли статьи расходов, связанные с ремонтно- строительными работами, в т. ч. и с содержанием дорог.

16 марта, когда вопрос о секвестре бюджета еще только готовился к рассмотрению, Геннадий Таранов дал пресс-конференцию. На ней он рассказал о сложностях поддержания муниципальных дорог в Тольятти в приемлемом состоянии. По его словам, содержание дорог, как в зимнее, так и в летнее время, а также вопросы капитального и текущего ремонта дорожного полотна упираются в недостаточное финансирование. По его мнению, в условиях дефицита городского бюджета и свертывания областных и федеральных целевых программ рассчитывать на кардинальное улучшение дорожной обстановки в Тольятти не приходится. Дорожное полотно в Тольятти после зимнего периода находится в весьма плачевном состоянии. Более того, действующий сейчас мораторий на конкурсы по определению подрядчиков для ведения ремонтных работ не позволит в разумные сроки провести конкурсы и начать ремонт дорожного полотна, даже если средства и будут изысканы. Мораторий был введен на период рассмотрения и принятия проекта секвестра бюджета.

Между тем мэр Тольятти Анатолий Пушков еще месяц назад заявлял о том, что ямочного ремонта дорог в этом году в Тольятти проводиться не будет, разумеется, если их состояние не будет крайне аварийным. Что характерно, департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии г. Тольятти больше не может рассчитывать на сэкономленные в ходе проведения торгов средства. Об этом корреспонденту «Хронографа» рассказал руководитель департамента Геннадий Таранов. «Я понимаю, денег сейчас нет. Понятно, сейчас у нас бюджет опять порежут, сократив его еще. Это будет выноситься на думу. На ближайшей думе это будет обсуждаться. Предполагаю, что дума проголосует «за». Конечно, им деваться тоже некуда. Если я раньше рассчитывал на экономию от конкурсов, то у меня сейчас экономию будут просто списывать. Поэтому дополнительных средств не будет».

С другой стороны, участники дорожного движения, которые попадают в ДТП из-за состояния дорожного полотна, имеют возможность возложить ответственность за возникновение аварийных ситуаций как на службу ГИБДД, так и на дорожные службы Тольятти.

Начать отстаивать свои интересы через суд могут начать и владельцы тех транспортных средств, которые получили повреждения на опасном, неровном участке дороги, там, где не было дорожных знаков, предупреждающих об опасности.

Автовладельцев в данном случае понять можно. Практически все расходные статьи автовладельца -ОСАГО, транспортный налог — в этом году подорожали. При этом рассчитывать на улучшение состояния дорожного полотна не приходится. Поэтому позиция автовладельцев, желающих за счет бюджета отремонтировать пострадавший автомобиль, вполне объяснима и закономерна. Тем более что существующая законодательная база это позволяет.

Ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагает обязанность содержать дороги в соответствии с установленными нормами и правилами на органы исполнительной власти. Кодекс об административных правонарушениях при этом позволяет накладывать штрафы на должностных лиц, ответственных за состояние дорог. При этом законодательно такая ответственность возложена сразу на несколько органов власти.

С другой стороны, ответственность за дорожное движение в этой части также не снимается и с ДПС ГИБДД. Пп. 13.21 «Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ», введенный в действие приказом №297 МВД РФ, гласит: «При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования..., а также за производством работ на проезжей части». П. 6 этого же документа обязывает сотрудников ДПС контролировать содержание дорог в исправном состоянии. Об этом гласят пп. 6.1.19 и 6.1.21 «Наставления...».

Впрочем, начальник ГИБДД Тольятти Алексей Мартынцев не считает, что в данном случае удастся возложить вину на ненадлежащее состояние дорог на ГИБДД. «Не стоит путать — за содержание дорог ГИБДД не отвечает. Мы осуществляем контроль. А ответственность за содержание УДС (улично-дорожная сеть. — Прим. авт.) полностью лежит на мэрии Тольятти. Я только выношу предписания, составляю протоколы о недостатках содержания УДС.

Я уже такие вопросы получал от некоторых одаренных молодых товарищей. Вы возьмите указ президента, почитайте. Я не могу заделывать дыры, выбоины, ямы. У меня для этого нет ни финансовых, ни технических возможностей», — прокомментировал Мартынцев.

Впрочем, Мартынцев считает утопической перспективу повального обращения автомобилистов в судебные органы. По его мнению, судиться за возмещение материального ущерба из-за состояния дорог никто не будет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г. Тольятти

- Что я могу по этому поводу сказать? Не знаю, что будет. Давайте смотреть, просто дело в том, что тяжелое время. Оно тяжелое для всех. Оно не может быть тяжелое для дорожников или легкое для продавцов, к примеру. Потому что предприятия останавливаются, бюджет пополняется от налогов. Налог — это то, что составляет доход граждан. Если они не получают дохода, то и государство не получает дохода. Плохо всем. Из воздуха ничего не родится, поэтому аварийные вещи будем решать в первую очередь. Тут скорее пострадает строительство нового чего-то, строительство новых дорог пострадает. Ямочный ремонт пострадает, потому что для Тольятти характерна одна проблема: длительный, годами накапливавшийся недоремонт дорог. Особо аварийные вещи мы будем делать, конечно, но на многое средств не хватит. Поэтому везде, на всех аварийных участках сделать ямочный ремонт, скорее всего, не получится. Но, с другой стороны, лично я согласился бы поездить по плохим дорогам, зная, что впоследствии эти дороги будут отремонтированы.

Алексей МАРТЫНЦЕВ, начальник ГИБДД г. Тольятти

- Что делать, если ДТП произошло по причине плохого состояния улично-дорожной сети?

- В этом случае нужно вызвать инспекторов ГАИ, наряд ДПС. Они все зафиксируют, опишут в протоколе, и с этими документами в судебном порядке потерпевший может добиваться возмещения материального вреда. Я могу сказать, что нечасто ГИБДД выдает такие протоколы. Возмещение ущерба связано с судебными тяжбами, а наши граждане судебных тяжб не любят. Им гораздо проще сказать, что наряд не приехал.

- Вы с такими случаями сталкивались?

- Когда я служил в Самаре, такие случаи мне были известны. Кто-то в колодец колесом угодил, кто-то в яму. В Тольятти таких случаев что-то не припоминаю. Да, к нам обращались за информацией о разметке, когда ужесточилось административное наказание за выезд на полосу встречного движения, и люди начали судиться. Этот вопрос запрашивали. А по материальному ущербу запросов не было.

- Сколько предписаний было выдано вами в адрес чиновников мэрии Тольятти?

- Таких предписаний было много. За 2008 г. у нас были претензии и к дорогам, и к знакам, и к разметке. Мы обращали внимание на то, что не было новых дорожных объектов — это развязка на Южном шоссе. Не было решения по малому кольцу в Комсомольском р-не. Я мэрию тоже не обвиняю. Нет денег на содержание дорог, провели секвестр городского бюджета, и денег просто физически нет. Заплатить за заданный объем работ мэрии просто нечем. У нас есть с мэрией четкий диалог, что и в каких объемах проводить.