Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (278) | 20 апреля 2009г.
 

Сбавили обороты

Джи Эм — АВТОВАЗ резко снизил объемы производства

Денис Федоров

10 апреля ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» опубликовало финансовые результаты за I кв. 2009 г. По итогам этого периода было произведено 2185 автомобилей, что на 84,2% ниже показателя прошлого года. Это объясняется снижающимся спросом на автомобили. Не исключено, что летом Джи Эм — АВТОВАЗ может сменить собственника.

10 апреля ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» опубликовало финансовые результаты за I кв. 2009 г. По его итогам, заЗ месяца2009 г. на СП «GM — AVTOVAZ» было произведено 2185 автомобилей, продан 3361 автомобиль, включая переходящий остаток 2008 г. Из них в страны СНГ продано 48 автомобилей. Это на 84,2% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Столь низкие производственные показатели в компании объясняют несколькими причинами.

Основная причина состоит в том, что сборка автомобилей после новогодних каникул была возобновлена только 9 февраля и до конца месяца конвейер работал в режиме 4-дневной рабочей недели, а в связи с сокращением персонала — в односменном режиме. 20 января руководство компании объявило о сокращении персонала, которое коснулось приблизительно 400 сотрудников.

Сотрудники, предполагаемые к сокращению, уведомлены за два месяца до наступления даты фактического увольнения. Тем из них, кто не задействован в производственном процессе, во время вынужденного простоя вы-

плачивается 2/3 от ежемесячной заработной платы в течение двух последующих месяцев с момента уведомления.

Как сообщила пресс-служба ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», «с 27 февраля по 9 марта конвейер был остановлен в связи с подготовкой к производству обновленной версии Chevrolet NIVA.

Начиная с 10 марта — старта обновленной версии — объемы производства обновленного автомобиля постепенно наращивались и на сегодняшний день вышли на плановые показатели».

Что касается объемов реализации Джи Эм — АВТОВАЗа, то за первые три месяца 2009 г. российским дилерам СП был продан 3361 автомобиль Chevrolet Niva — на 75,5% меньше, чем годом ранее. При этом, по данным АЕБ, розничные продажи этой модели в России за отчетный период составили 5586 машин (53%). Реализация Chevrolet Niva зарубежным дистрибьюторам и дилерам упала на 96,6% (до 48 автомобилей).

«Столь низкие производственные показатели объясняются столь же низким спросом на машины СП. А низкий спрос объясняется экономическим кризисом. Важно отметить, что подобное сокращение продаж и объемов производства наблюдается и у остальных автопроизводителей, т. е. это проблема не только Джи Эм — АВТОВАЗа», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Как сообщили «Хронографу» в пресс-службе ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», несмотря на то что СП скорректировало план производства в сторону уменьшения, на сегодняшний день изменения в графике работы конвейера и сокращение персонала не планируются. Аналитики считают, что возможность дополнительного сокращения персонала существует, конвейер вряд ли будет останавливаться, потому что машины СП все равно пользуются спросом, хоть и пониженным.

По мнению Дмитрия Баранова, по итогам 2009 г. автомобилей может быть произведено на 40-50% меньше, чем в 2008 г. «Если же ситуация начнет меняться и спрос будет расти, то машин может быть произведено меньше на 20-25%. Одно можно сказать с уверенностью: показатели 2008 г. по количеству машин в этом году не будут достигнуты», — считает эксперт.

На дальнейшую судьбу ЗАО «Джи Эм -АВТОВАЗ» может повлиять и возможное банкротство концерна General Motors. До 1 июня министерство финансов США посоветовало General Motors объявить о своей несостоятельности. Процедура банкротства позволит провести реструктуризацию, в результате чего в обновленную компанию войдут конкурентоспособные подразделения General Motors. Оставшееся убыточное производство вместе с многомиллионными долгами будет ликвидировано.

Эксперты уверены в том, что General Motors хоронить рано — компания еще в состоянии побороться и за «собственную жизнь», и за место на мировом автомобильном рынке. «Если предположить невозможное, что GM обанкротится, то на работу ЗАО «Джи Эм -АВТОВАЗ» это не окажет серьезного воздействия, просто у СП может появиться новый учредитель с американской стороны. Но думаю, что этого не случится и СП так и будет носить название «Джи Эм — АВТОВАЗ», — считает Дмитрий Баранов. В компании посчитали, что комментарии по поводу банкротства концерна преждевременны.

Справка:

ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, владеющая заводом по производству автомобилей в г. Тольятти, проектной мощностью 102 тыс. автомобилей в год. Является совместным предприятием, основанным ОАО «АВТОВАЗ» (41,61% акций), концерном General Motors (41,61% акций) и Европейским банком реконструкции и развития (16,78% акций). Финансовые показатели не раскрываются.