Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (278) | 20 апреля 2009г.
 

Не пугают двойные стандарты

Правительство разрешит снизить стоимость ОСАГО на 20%

Илья Казаков

7 апреля ФАС предложила Министерству финансов РФ законопроект о снижении цены полиса ОСАГО за счет уменьшения расходов на ведение дел. Они составляют порядка 20% от стоимости полиса. Самарские страховщики считают, что в результате на рынок может выйти большое количество «компаний-однодневок», что усложнит работу добропорядочных игроков.

Отдельные страховщики, их агенты и брокеры и без нового законопроекта уже давно предлагали покупателям ОСАГО скидки до 25%. Но делали это якобы скрытно от надзорных органов, т. к. по закону об «автогражданке» страховые тарифы по ОСАГО едины для всех страховых компаний. Раньше официально едва ли не единственной возможностью конкурировать друг с другом для страховщиков было присвоение полису так называемого статуса «VIP-обслуживание»: он включает круглосуточный вызов эвакуатора для транспортировки автомобиля с места аварии, выезд специалистов по страхованию на место ДТП.

Именно на это делали упор городские власти Самары, когда, например, проводили конкурс по выбору страховщика ОСАГО для автотранспорта медицинских учреждений областной столицы. Тем не менее в госконкурсах на поставки ОСАГО, по данным ФАС, страховые компании все-таки предлагали заказчикам тарифные ставки ниже указанных в конкурсной документации. Негласно некоторые страховые компании после заключения договоров выдавали своим страхователям компенсации части страхового платежа в размере 5-25% от стоимости полиса. Другие страховщики, не предлагающие скидки, по разным причинам до участия в конкурсе не доходили.

В частности, на городском конкурсе по ОСАГО для медучреждений из шести заявок страховых компаний СФ «УралСиб», СК «Самара-АСКО» и СК «Самара», а также СК «Росгосстрах-Поволжье», ОСАО «Ингосстрах» и Военно-страховой компании город отказал в участии в конкурсе половине. С формулировкой «их предложения не отвечают требованиям». Директор самарского филиала ОАО «ГСК Югория» Мария Рожина даже выразила недоумение устроителям конкурсов по ОСАГО. «Они не утруждают себя уточнением цены контракта по ОСАГО, дают приблизительные суммы, а при проведении конкурса принимают различные по цене предложения от разных компаний либо делают невозможным участие добросовестных страховщиков из-за неполного информирования об объекте страхования для точного расчета премии», -считает Рожина.

Как правило, система скидок в договорах не отражалась
Как правило, система скидок в договорах не отражалась

Любопытно, что факты «системы скидок» на госконкурсах часто оставались без преследования и ярко свидетельствовали о том, что страховые организации имеют возможность снижать размер страховых тарифов. Попытки же делать скидки по ОСАГО для рядового населения ФАС и Росстрахнадзор жестко пресекали, наказывая страховщиков. Жертвами карательных мер в разное время становились самарские филиалы ОАО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-гарантия», ОАО «Ингосстрах» и др. Чаще всего правоохранители квалифицировали скидки как «недобросовестную конкуренцию», и страховщикам, которые предлагали покупателям ОСАГО «сэкономить», грозил штраф в размере 100 тыс. р.

Вероятно, такая разница в отношении госструктур и физических лиц в случае широкой огласки грозила обвинениями в адрес ФАС и Росстрахнадзора в политике «двойных стандартов». Вскоре был предложен проект, который делает нынешние базовые ставки максимальными, что в случае его утверждения впервые за всю историю ОСАГО позволит страховщикам делать своим клиентам скидки с полиса обязательного автострахования. Тем не менее в кризис ни одна компания снижать тарифы не намерена.

Против инициативы Минфина уже выступило большинство крупных страховых компаний. А Российский союз автостраховщиков (РСА) в начале марта даже предложил повысить базовый тариф ОСАГО на 20-25% в связи с шатким финансовым положением многих участников рынка автострахования. В любом случае, даже в случае успешного принятия, новый законопроект сможет вступить в силу лишь осенью 2009 г., т. к. совсем недавно в России начали действовать новые региональные коэффициенты и коэффициенты, зависящие от стажа водителя.

Любопытно, что в законопроект были внесены, по сути, косметические изменения, по мнению экспертов, изначально направленные скорее на закрытие возможности оперативно изменить правила автогражданки, чем на увеличение прибыли. «В Самарской обл. для сельской местности территориальный коэффициент вырос с 0,5 до 0,7, договоры на условиях «без ограничений по водителям» стали заключаться с коэффициентом 1,7, а не 1,5, коэффициент мощности для легковых автомобилей с двигателя до 70 л. с. чуть подрос, а для «железных коней», у которых свыше 100 л. с. под капотом, снизился. В целом изменения несущественные», — заявил руководитель департамента методологии страхования и продаж ОАСО «АСтрО-Волга» Игорь Гриценко.

Комментарии

Игорь ГРИЦЕНКО, руководитель департамента методологии страхования и продаж ОАСО «АСтрО-Волга»

- Предложение правительства больше похоже на «легализацию суицида» для страховых компаний. И крупных, и мелких. Логика очень проста: страховщик предоставляет скидку, расходы на ведение дела покрывает за счет денег, предназначенных на выплату. Привлекает множество клиентов. А когда приходит время платить по обязательствам, у него не хватает денег. Это классическая финансовая пирамида! В России сочетание кризисных экономических тенденций, тарифов, не пересматривавшихся с начала века, затратных новаций в области урегулирования убытков и легализованного демпинга может дать «гремучую смесь», которая приведет к коллапсу незрелого рынка О САГО. Не верится, что правительство пойдет на такой шаг. У нас есть информация, что Минфин готовит отрицательное заключение на предложения ФАС, в том числе и потому, что по закону об ОСАГО менять тарифы чаще, чем раз в полгода, нельзя. А значит, ранее сентября 2009 г. изменение тарифов невозможно. С другой стороны, если все-таки эта инициатива получит одобрение, продавать полисы ОСАГО дешевле в существующих условиях мы, как и большинство страховщиков, не намерены.