Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

«Автоимпорт» заморозили

Самарский дилер Honda приостановил строительство нового автокомплекса

Илья Казаков

8 апреля стало известно о возможной приостановке строительства ЗАО «Автоимпорт» дилерского центра Honda на ул. Демократической в Самаре. Продажи Honda за I кв. 2009 г. упали на 70%, и ЗАО «Автоимпорт», вероятно, не располагает свободными средствами для завершения масштабного проекта. Эксперты считают, что проблемы с завершением строительства могут быть выгодны другим участникам самарского авторынка, в первую очередь Группе «СОК».

Проектные работы по строительству в Самаре современного автоцентра начались в августе 2006 г. Единственным на тот момент официальным дилером Honda в столице губернии являлось ЗАО «Автоимпорт». С 1997 г. и по настоящее время компания предлагала автомобили Honda в небольшом автосалоне в жилой многоэтажке на Московском шоссе. На сервисное обслуживание своих клиентов ЗАО «Автоимпорт» направляло в авторизованную станцию технического обслуживания в гаражном массиве на ул. Партизанской. В российском представительстве Honda посчитали, что такое положение дел снижает конкурентоспособность японской марки на рынке Самары, особенно на фоне Тольятти. В Тольятти еще в декабре 2004 г. был открыт современный автокомплекс Honda общей площадью порядка 250 кв м. По оценкам экспертов, на строительство подобного автосалона в Самаре требовалось $5 млн.

Как заявляла ранее пресс-служба российского представительства Honda, «по окончании работ с профинансировавшей проект структурой будет заключен дилерский договор на торговлю автомобилями Honda в Самаре». В 2007 г. в ЗАО «Автоимпорт» подтвердили, что на ул. Демократической строится именно его автосалон.

Любопытно, что строящийся шоурум успел оказаться в центре скандала. В марте 2008 г. выяснилось, что 12 тыс. кв. м, которые продали официальному дилеру Honda для строительства автосалона, возможно, были получены незаконным путем якобы по фиктивным свидетельствам о праве собственности.

Honda пока продается прямо в жилом доме
Honda пока продается прямо в жилом доме

Участок земли на ул. Демократической, на котором началось строительство автосалона Honda, в 1998 г. был отдан под здание обувной фабрики, которое вскоре «заморозили». За период «заморозки» договор аренды на земельный участок истек, и площадка была возвращена на баланс муниципалитета. А в апреле 2006 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл. выставила на кадастровый учет 8 земельных участков площадью по 1,5 тыс. кв. м, зарегистрированных на разных граждан. Согласно приложенным планам границы этих земельных участков совпадали с площадкой заброшенного строительства обувной фабрики. Граждане предоставили свидетельства о праве собственности, в которых указывалось, что эти участки были получены на правах наследования. Номера свидетельств неожиданно совпали с данными свидетельств, которые были выданы членам садоводческого товарищества «ЗиМ». Земля этому товариществу была выделена решением Куйбышевского горисполкома в 1955 г. и располагается на значительном отдалении от нового автосалона Honda, в районе 17 км Московского шоссе. На основании этого ряд экспертов предположили, что свидетельства о праве собственности, которые и явились основанием для постановки их на кадастровый учет, фиктивные. По сути, права собственности восьми граждан на землю были признаны бесплатно. Между тем стоимость земельного участка на ул. Демократической, по примерным оценкам, составляла не менее 32 млн р., что нанесло бюджету города существенный ущерб.

В ЗАО «Автоимпорт» не сообщают, за сколько точно был выкуплен участок, но факт приватизации земельного участка на ул. Демократической тогда заинтересовал областной ОБЭП. Но незаконность правообладания конечного покупателя доказать не удалось, и дело не дошло до суда.

Кризис внес свои коррективы в завершение строительства автосалона. 20 января т. г. цены на автомобили Honda были повышены в среднем на 15-17%. По данным источника «Хронографа», в ЗАО «Автоимпорт» продажи компании в январе-феврале 2009 г. откатились до уровня 2007 г. А суммарные продажи за I кв. 2009 г. оказались ниже прошлогодних показателей почти на 70%. Вероятно, в подобных условиях дилер был вынужден свернуть финансирование инвестиционной программы. Директор ЗАО «Автоимпорт» Рашид Хайруллин отвечать на вопросы «Хронографа» отказался. Однако, по мнению экспертов, если ЗАО «Автоимпорт» не успеет закончить проект в ближайшее время, то дилерский контакт с ним может быть расторгнут. Наибольшую выгоду из этой ситуации может извлечь Группа «СОК», которая с 2007 г. активно расширяла свое присутствие на самарском авторынке. Можно предположить, что в случае расторжения дилерского контракта с ЗАО «Автоимпорт» какая-либо из компаний группы может получить дилерство Honda в Самаре.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий аналитик ИК «Финам»

- Неопределенность с автоцентром Honda выгодна другим игрокам автомобильного рынка в Самаре, прежде всего Группе «СОК», активно монополизирующей самарский рынок. Можно предположить, что если у ЗАО «Автоимпорт» возникнут какие-либо серьезные проблемы, то Группа «СОК» может воспользоваться этой ситуацией и даже закончить постройку автосалона ЗАО «Автоимпорт».