Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

Дорогое удовольствие

ТЗК «Самара» оштрафовали за высокие цены на авиакеросин

Денис Федоров

6 апреля управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской обл. наложило на ЗАО «ТЗК «Самара» штраф в размере 3,9 млн. р. за установление и поддержание монопольно высокой цены на авиационный керосин. Эксперты считают, что действия компании могли быть обусловлены как ценами на нефть, так и ростом объема авиаперевозок. В данный момент цены корректируются.

11 февраля УФАС по Самарской обл. признало ЗАО «ТЗК «Самара» нарушителем закона «О защите конкуренции», запрещающего хозяйствующим субъектам злоупотребление доминирующим положением, в т. ч. установление, поддержание монопольно высокой цены на товар. В процессе рассмотрения дела специалистами управления был проведен анализ конкурентной среды на рынке обеспечения ГСМ воздушных судов в административных границах аэропорта «Курумоч», в результате которого было подтверждено доминирующее положение на данном товарном рынке ЗАО «ТЗК «Самара».

Цена ЗАО «ТЗК «Самара» на услугу обеспечения авиатоплива начала расти с июня 2007 г. (1250,98 р/т) и достигла своего максимума в середине января 2008 г. (5315,05 р/т). С середины января 2008 г. произошло незначительное снижение цены на услуги обеспечения топлива и продолжалось до середины марта 2008 г. (4141,43 р/т), после чего вновь началось значительное повышение цены на услуги обеспечения авиатранспорта ГСМ, достигшей своего пика в июне 2008 г. (7042,77 р/т). Такое существенное и продолжительное повышение цен ЗАО «ТЗК «Самара» не было вызвано какими-либо объективными причинами и условиями, сообщает УФАС.

Топлива отпускается все меньше, цены — все выше
Топлива отпускается все меньше, цены — все выше

В качестве сопоставимого рынка был определен рынок обеспечения ГСМ в Самарской обл. в период с июля 2006 г. по июнь 2007 г., т. к. в этот период ЗАО «ТЗК «Самара» не входило в одну группу лиц с ООО «Лукойл-Аэро» и осуществляло закупку авиакеросина у двух поставщиков. 100% голосующих акций ЗАО «Топливно-заправочная компания — Самара» были приобретены в декабре 2007 г. ООО «Лукойл-Аэро» и LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD. Ранее собственником актива являлась авиакомпания «Самара» (61% акций).

Анализ показал, что с июля 2006 г. по июнь 2007 г. прирост стоимости услуги по обеспечению авиатранспорта ГСМ составил 8,3% при снижении объемов реализации на 0,3%. За период с июля 2007 по июнь 2008 гг. прирост стоимости услуги по обеспечению ГСМ составил 414% при снижении объемов реализации на 18,3%. С июля 2008 г. стоимость топлива начала снижаться и в декабре 2008 г. снизилась на 72,8%. В соответствии с произведенными расчетами цена, установленная ЗАО «ТЗК «Самара» в декабре 2008 г., является экономически обоснованной. Тем не менее 6 апреля в отношении ЗАО «ТЗК «Самара» был наложен административный штраф в размере 3,9 млн. р.

Как рассказал корреспонденту «Хронографа» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, выгода «Лукойла» в приобретении ТЗК «Самара» состояла в том, что компания получала монопольный доступ к заправке самолетов на аэродроме «Курумоч», одном из десяти будущих хабов в России. «С ростом перевозок через «Курумоч» компания получает солидную прибыль. Также компания получала гарантированный сбыт своей продукции с высокой добавленной стоимостью, когда продавала не сырую нефть, а авиатопливо. В последнее время «Лукойл» активно развивает направление розничной торговли», -отметил эксперт. Причем УФАС, одобряя сделку, прекрасно понимал, что фактически «Лукойл» установит монополию на территории аэропорта. Зная, что ЗАО «ТЗК «Самара» до сих занимает доминирующее положение на рынке авиационного топлива в аэропорту «Курумоч», УФАС выдало предписание «Лукойл-Аэро» не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Эксперты считают, что повышение цен связано с общей тенденцией на рынке. Здесь сыграли свою роль и постоянно повышающиеся цены на нефть, и рост авиаперевозок, и инфляция. В этих условиях компании, обеспечивающие аэропорты топливом, и стали повышать свои отпускные цены.

Справка:

ООО «Лукойл-Аэро» осуществляет заправку воздушных судов «в крыло» в 19 аэропортах России и зарубежья. Сегодня доля компании в общих объемах поставки авиационного топлива на российский рынок составляет порядка 26% (около 2 млн. т в год). Клиентами «Лукойл-Аэро» являются крупнейшие российские и зарубежные авиакомпании, в частности Аэрофлот, S7, UTair, Lufthansa, British Airways, Air France. (По данным компании)