Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (273) | 16 марта 2009г.
 

Детей накормят чужие

Мэрия Тольятти не стремится укреплять позиции муниципального КШП

Евгения Андросова

В конце февраля стало известно о победе Тольятти в федеральном конкурсе проектов школьного питания. По результатам конкурса город получит 100 млн. р. из федерального бюджета. Проект будет реализоваться на базе ЗАО «Комбинат школьного питания «Дружба». Причем чиновники тольяттинской мэрии предпочли заняться лоббированием интересов в этом конкурсе частной компании КШП «Дружба», а не ОАО «КШП Центрального р-на», которое на 100% подконтрольно муниципалитету. В результате бюджетные деньги пошли на развитие частной компании, в то время как муниципальная постепенно становится все менее конкурентоспособной. В конечном итоге это может стоить потерей ее позиций на рынке.

На данный момент идут последние этапы подготовки по реализации проекта по школьному питанию. Мэр Тольятти Анатолий Пушков поручил руководителю департамента образования Ирине Кочукиной (на фото) подготовить всю оставшуюся документацию. Для реализации этого проекта была создана рабочая группа.

Стоит напомнить, что проект рассчитан на 2 года. В этом году федеральный центр выделил первую половину обещанных средств — 49 млн. р. Остальная сумма будет выделена по результатам работы в этом году. В соответствии с поданной заявкой общая стоимость проекта ориентировочно составит более 340 млн. р. Областной и городской бюджеты также выделят средства. Несмотря на то что ОАО «КШП Центрального р-на» на 100% принадлежит мэрии Тольятти, проект реализуется за счет бюджетных средств на базе частной компании ЗАО КШП «Дружба». В качестве объяснения такой позиции руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти Хетаг Тагаев привел довод о том, что для участия в проекте компания-участник должна являться его соинвестором (см. «Хронограф» №4 (268) от 09.02.09). Однако выяснилось, что инвестиционная доля КШП «Дружба» в проекте составит всего около 10%. И то эта сумма, скорее всего, может быть погашена за счет ранее понесенных КШП «Дружба» затрат на продвижение своего бизнеса. «Мы уже с 2000 г. разрабатываем программы модернизации и вкладываем средства. Сумма нашего участия выражается в том, какие затраты уже положены на организацию школьного питания», — раскрыла суть своей роли в качестве соинвестора проекта директор ЗАО КШП «Дружба» Татьяна Солоднева. Примечательно, что КШП «Дружба» обслуживает больше половины муниципальных школ Тольятти. Причем это можно считать не только гарантированным рынком реализации предлагаемых услуг, но также бизнесом, который в случае необходимости можно выставить как социальный проект.

Стоит напомнить, что согласно Программе приватизации муниципального имущества г. Тольятти на 2008 г., утвержденной решением ТГД от 17.05.07, МП «КШП Центрального р-на» было преобразовано в ОАО «КШП Центрального р-на». По словам Кочукиной, в планах департамента образования привлечение этого комбината к работе в проекте. Также руководитель департамента отметила: «Если КШП Центрального р-на заявится в качестве инвестора, то это даст новые возможности для повышения качества питания в школах, обслуживаемых

данным КШП». Тем не менее КШП Центрального р-на пока ведет себя достаточно пассивно. И этому есть логичное объяснение.

Известно, что процедура акционирования муниципального предприятия осуществляется с целью либо дальнейшей продажи акций, либо для привлечения в акционерное общество сторонних участников. Как показывает практика, в первом случае от продажи акций редко удается получить сумму, сопоставимую рыночной стоимости имущества продаваемого акционерного общества. Во втором случае — вхождение частного инвестора практически всегда осуществляется за счет существенного размыва муниципальной доли. Соответственно, пассивность недавно созданного мэрией ОАО «КШП Центрального р-на» можно рассматривать как подготовку к вхождению в него частного инвестора. Наиболее вероятным таким инвестором может стать именно ЗАО КШП «Дружба». Однако в этом сценарии есть один изъян. Возникновение аффилированных связей в виде соучредительства между ЗАО КШП «Дружба» и ОАО «КШП Центрального р-на» потребует получения одобрения сделки со стороны органов Федеральной антимонопольной службы. Это обусловлено тем, что оба этих КШП почти на 100% контролируют в Тольятти локальный рынок услуг организации школьного питания. Куда более простым может выглядеть вариант с продажей всех акций ОАО «КШП Центрального р-на» с аукциона. В этом случае какое-либо физлицо или юрлицо, формально не связанное с ЗАО КШП «Дружба», может приобрести 100% акций ОАО «КШП Центрального р-на». При этом инициатива участия этих лиц в аукционе, скорее всего, будет исходить именно от совладельцев ЗАО КШП «Дружба».

Примечателен тот факт, что ОАО «КШП Центрального р-на» имеет уставный капитал в размере 336 682 р., а уставный капитал ЗАО КШП «Дружба» — всего 8 619 р. Но это не помешало «Дружбе» стать фактически ведущим КШП города. Стоит заметить, что и в самом ОАО «КШП Центрального р-на» признают главенствующую позицию «Дружбы». При попытке получить комментарий у директора ОАО «КШП Центрального р-на» Миланы Черниковой корреспонденту «Хронографа» намекнули: «Дружба» — основной КШП города, поэтому лучше связаться с их директором».

Также примечательно, что директор ЗАО КШП «Дружба» очень положительно отзывается о работе ОАО «КШП Центрального р-на»: «Комбинат Центрального р-на сейчас тоже совершенствуется. Они у нас сейчас молодцы и вообще всегда с нами идут в ногу. Этот проект обоюдный. Ведь цель у нас одна: накормить наших детей. К примеру, они отработали одну схему, мы — другую, собираемся и совместно работаем».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ирина КОЧУКИНА, руководитель департамента образования мэрии г. Тольятти

- Почему в проекте участвуют не все школы города?

- В муниципалитете есть школы, здания которых сданы в эксплуатацию не так давно (5-10 лет назад) и в которых не требуется замена оборудования. Кроме того, сейчас разрабатывается региональная программа по совершенствованию школьного питания, которая будет реализоваться в 2010-2011 гг. при софинансировании со стороны муниципалитета. Таким образом, за счет финансирования из бюджетов трех уровней (муниципальный, региональный, федеральный) в городе планируется привести в соответствие с современными требованиями пищеблоки всех муниципальных образовательных учреждений. Необходимо отметить, что выделение федеральных средств в 2010 г. будет определяться по итогам 2009 г. Таким образом, успешная реализация проекта в нынешнем году — необходимое условие развития проекта в следующем году. Мы сделаем все возможное, чтобы обязательства были выполнены и проект продолжался в 2010 г.