Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (269) | 16 февраля 2009г.
 

Ручная работа

АВТОВАЗ вынужден перейти на выпуск недоукомплектованных автомобилей

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе ОАО «АВТОВАЗ» осуществляло конвейерную сборку автомобилей LADA в неполной комплектации. Для полной сборки не хватало несколько комплектующих. На накопительных площадках скопилось большое количество недоукомплектованных автомобилей. Сложности возникли у поставщиков, которые из-за финансовой недостаточности не могут вести расчеты со своими поставщиками. На предстоящей неделе аналогичные проблемы могут возникнуть у ОАО «АвтоВАЗагрегат», — крупнейшего поставщика сидений для автомобилей.

По информации ветерана АВТОВАЗа Юрия Целикова, для полной сборки автомобилей Lada на прошлой неделе не хватало подшипников, бамперов, обивки дверей, резинотехнических изделий. По данным источников НА «LADAONLINE», ОАО «Балаковорезинотехника» приостановило отгрузку автокомпонентов для АВТОВАЗа до тех пор, пока не будет погашена задолженность в размере 500 млн. р. По информации других источников, также не хватало стекол, дверных петель (производства ЗАО «Полад»), стеклоподъемников. Однако, как рассказал корреспонденту «Хронографа» директор по экономике ЗАО «Полад» Андрей Бухарский, его предприятие поставляет свою продукцию на АВТОВАЗ в полном объеме. Но в каких цифрах выражается этот объем, он назвать отказался. «У нас перебоев с поставками не было», — сказал он.

На предстоящей неделе не исключено возникновение сложной ситуации с поставкой сидений. У производителя этой продукции -ОАО «АвтоВАЗагрегат» — есть проблемы с достаточным количеством салазок для передних сидений. Эти комплектующие на АвтоВАЗагрегат поставляет бугурусланский завод «Радиатор». С ним АвтоВАЗагрегат вынужден расплачиваться векселями.

На данный момент АвтоВАЗагрегат закрывает около 50% от общего объема поставок сидений на Волжский автозавод. Остальная доля делится между ООО «Лада Пласт», ООО «Криста» и др. Хотя еще два года назад АвтоВАЗагрегат был единственным поставщиком ВАЗа по этой номенклатуре. Снижение объема, вероятно, было обусловлено не самым высоким качеством. Стоит напомнить, что еще в 2006 г. директор по качеству ОАО «АВТОВАЗ» Владислав Матус во время визита на АвтоВАЗагрегат высказывал обеспокоенность качеством продукции этого завода (см. «Хронограф» №10 (129) от 27.03.06).

Хотя справедливости ради стоит отметить, что АвтоВАЗагрегат пытался улучшить ситуацию. Компания закупала новое оборудование, искала иных поставщиков. Что касается салазок, то альтернативой «Радиатору» должен был стать завод ГК «Слафт». В этом месяце «Слафт» должен был поставить на АвтоВАЗагрегат первую опытную партию салазок в объеме 1 тыс. комплектов для сидений автомобилей Lada Niva.

Ситуация с перебоем поставок комплектующих на АВТОВАЗ привела к тому, что автомобили в некомплектной сборке практически полностью заполнили накопительные площадки Волжского автозавода. По расчетам Юрия Целикова, на данный момент могло скопиться несколько сотен таких автомобилей. Как сообщил корреспонденту «Хронографа» информированный источник, количество неукомплектованных автомобилей на территории на конец недели составило примерно 5 тыс. шт. Пресс-служба АВТОВАЗа отказалась предоставить более точную информацию.

Проблемы у поставщиков начались после задержек траншей со стороны АВТОВАЗа. Введенная вексельная схема расчетов ситуацию не исправила. По имеющимся сведениям, поставщикам и дочерним предприятиям АВТОВАЗ деньгами оплачивает только 30% от суммы перевода, на остальное выписываются векселя.

При этом 18 из тех 30%, которые приходят «живыми деньгами», идут на оплату НДС. Кроме того, при обналичивании векселей партнеры АВТОВАЗа несут существенные потери. «Тольяттинские банки покупают векселя АВТОВАЗа с дисконтом 16-20%, в Москве эта цифра может достигать 30%», -рассказал корреспонденту «Хронографа» источник, пожелавший остаться неназванным. Также стало известно, что банки неохотно выдают кредиты под залог вазовских векселей. От официальных комментариев по этому вопросу пресс-служба АВТОВАЗа тоже отказалась.

По имеющейся у «Хронографа» информации, проблемы с деньгами на Волжском автозаводе привели к тому, что так называемая 14-я зарплата, возможно, будет выплачена 20 февраля и составит для большинства всего 1400р. Якобы аванса в феврале не будет, а выплата очередной зарплаты планируется 10 марта. «Выплата заработной платы и аванса работниками завода осуществляется в соответствии со сроками, предусмотренными коллективным договором ОАО «АВТОВАЗ», — прокомментировали в пресс-службе АВТОВАЗа.

При этом стоит напомнить, что правительство РФ профинансирует передачу социальных объектов АВТОВАЗа на баланс бюджета Тольятти. Для этого Самарской обл. будет предоставлено 620 млн. р. Об этом 10 февраля заявил председатель правительства РФ Владимир Путин в ходе рабочей встречи с участием губернатора Самарской обл. Владимира Артякова, вице-премьеров Алексея Кудрина, Игоря Сечина и генерального директора госкорпорации «Ростехнологии», председателя совета директоров АВТОВАЗ Сергея Чемезова.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.