Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Золотой бензин

Производители держат цены на ГСМ на максимальном уровне

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ сообщила о возбуждении дел против нефтяных компаний (НК), занимающихся торговлей нефтепродуктами. По мнению ФАС, НК необоснованно завышали внутрироссийские цены. Претензии были предъявлены и ОАО НК «Роснефть», являющейся главным игроком на рынке ГСМ Самарской обл. Понижение стоимости ГСМ может привести к снижению цены на все товары и услуги, где присутствует транспортная составляющая.

С 1 февраля 2009 г. в РФ были снижены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Экспортная пошлина на нефть составила 100,9 $ за т, на светлые нефтепродукты — 80,3 $ за т, на темные нефтепродукты — 43,2 $ за т. Таким образом правительство РФ намеревалось поддержать нефтедобывающие и перерабатывающие компании в условиях падающего спроса на углеводороды в мире.

Стоит отметить, что в конце прошлого года и в январе 2009 г. компании, занимающиеся розничной продажей ГСМ в РФ, имели возможность получать существенную прибыль за счет почти стопроцентной разницы между оптовыми и розничными ценами. В январе на оптовом рынке ГСМ оптовая цена бензина марки Аи-92 доходила до 9 р. за л. В розницу его продавали по 20 р. за л. Эта ситуация заставила ФАС принимать меры. В ближайшие две недели ФАС может возбудить дела в отношении 251 розничной нефтяной компании за недостаточное снижение цен на нефтепродукты.

Как отмечает эксперт по рынку ГСМ Александр Полегешко, контролирующие органы предъявляли претензии к владельцам заправочных станций якобы за необоснованно завышенные цены. Однако, как заметил эксперт, уже в феврале владельцы частных заправок не могли снизить розничные цены, т.к. НПЗ повысили оптовые цены. «При этом есть проблемы с отгрузкой нефтепродуктов с НПЗ. Скорее всего, из-за того что участники рынка стали закупать крупные партии топлива по невысоким ценам по предоплате, что привело к повышению оптовых цен. Те, кто произвел предоплату, имели право на первоочередность получения топлива. Как только цена пошла вверх, чтобы успеть купить дешевые ГСМ, заказывать партии стали остальные. Таким образом, создался дефицит», — говорит Полегешко.Повышая оптовые цены на ГСМ, крупные компании, добывающие и перерабатывающие нефть, могли тем самым на внутреннем российском рынке компенсировать свои потери от резкого падения цен на нефть на мировых рынках.

Во многом от позиции Роснефти зависит уровень цен на ГСМ
Во многом от позиции Роснефти зависит уровень цен на ГСМ

По сообщению экспертов ИА «Интерфакс», при стоимости тонны сырой нефти в конце прошлого года в районе 4-4,5 тыс. р. цена тонны бензина марки АИ-92 на уфимском оптовом рынке находилась в районе 11 тыс. р. Как отмечают эксперты, из тонны нефти на выходе можно получить порядка 700 л бензина. Таким образом, в определенный момент наибольшую маржу в цепочке «добыча- переработка- опт- розница» получали розничные продавцы. Весьма странно, что еще в конце прошлого года цена на розницу не была снижена. Хотя предпосылки к этому у компаний, владеющих всей цепочкой, имелись.

В Самарской обл. самым крупным игроком на рынке углеводородов является НК «Роснефть». В области эта компания ведет добычу нефти (ОАО «Самаранефтегаз»), владеет тремя НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский) и имеет разветвленную сеть заправочных станций (бренд «Подсолнух»). Причем нефть, добываемая в Самарской обл., закрывает существенную долю необходимого количества для работы местных НПЗ. Т.е. себестоимость произведенных ГСМ у НК «Роснефть» из-за низкого плеча доставки нефти до НПЗ может быть наименьшей в регионе. Именно эти факты на фоне падения стоимости нефти на мировых рынках могли позволить НК «Роснефть» снизить розничную цену на собственных заправках еще в прошлом году. Однако заметного снижения не произошло. Вполне понятно, что остальные игроки розничного рынка ГСМ, возможно, с оглядкой на Роснефть не стали снижать цены и продолжали получать существенную прибыль.

Ситуация поменялась после того, как НПЗ повысили оптовые цены, хотя предпосылок к этому наблюдать не приходится. По словам Полегешко, сейчас тонна бензина АИ-92 на оптовом рынке стоит около 16 тыс. р. Таким образом, произошло некое перераспределение долей прибыли в цепочке «добыча- переработка- опт- розница» в сторону переработки. Примечательно, что чистая прибыль ОАО «Куйбышевский НПЗ», принадлежавшего НК «Роснефть», в IV кв. 2008 г. составила 673,5 млн. р., тогда как за I-III кв. чистая прибыль Куйбышевского НПЗ была всего 410,192 млн. р.

Всего за 2008 г. чистая прибыль предприятия составила 1,83 млрд. р., что на 20 млн. р. меньше, чем в 2007 г. Скорее всего, резкое увеличение прибыли стало возможным благодаря высокой разнице между себестоимостью переработанной нефти и оптовых цен на ГСМ.

Ранее ФАС возбудила дела по фактам завышения цен на нефтепродукты в середине прошлого года в отношении четырех крупнейших российских НК. ОАО НК «Роснефть» был предъявлен штраф 1,508 млрд. р., ОАО «ЛУКОЙЛ» -1,443 млрд. р., ОАО «Газпром нефть» -1,3 млрд. р., ОАО «ТНК-ВР» — 1,112 млрд. р.

В случае если ФАС удастся привести российский рынок ГСМ в соответствие со сложившейся тенденцией снижения цен на мировых рынках, можно будет говорить о том, что снизится транспортная составляющая в затратах любого бизнеса. Ранее именно повышением стоимости ГСМ объяснялось повышение стоимости того или иного товара или услуги. Особенно актуально снижение оптовых и как следствие — розничных цен на ГСМ в Самарской обл., где основным игроком является принадлежащая государству НК «Роснефть».

Реальное снижение цены на ГСМ может помочь правительству Самарской обл. задать вектор снижения цен в других секторах рынка, в том числе и социально значимого продовольственного.

Комментарии

Александр ПОЛЕГЕШКО, эксперт рынка ГСМ

- В декабре и первой половине января была максимальная дельта для розничников. Далее оптовые цены стали повышаться, причем существенно. На данный момент оптовая цена Аи-92 составляет порядка 16 р. за л. По дизельному топливу дельта уже всего 1-1,5 р. за л. Видимо, после того как крупные НК из-за высоких экспортных пошлин стали терпеть убытки на внешних рынках, они компенсировали свои потери на внутреннем рынке. С октября по январь крупные компании фактически отбили свои убытки за счет розницы. Стоит понимать, что любые частные компании так или иначе привязаны к Роснефти, ЛУКОЙЛу. Если, к примеру, Роснефть снизит цены на своих заправках, допустим, до 15 р. за л, все остальные вынуждены будут тоже снизить цену. Однако непонятно, почему после снижения пошлин розничные цены до сих пор не снижены.