Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Лицензия на увольнение

Лицензионная палата перестанет существовать в прежнем виде

Илья Круговой

3 февраля на закрытом совещании правительства Самарской обл. губернатор Владимир АРТЯКОВ заявил об изменениях в структуре правительства. Одним из пунктов изменений было решение о ликвидации Лицензионной палаты Самарской обл. В правительстве посчитали, что с большей частью полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности успешно справляются отраслевые органы власти. По информации источника «Хронографа» в областном правительстве, одним из поводов для ликвидации могла послужить череда коррупционных скандалов с участием сотрудников палаты.

С февраля в Самарской обл. станет одним ведомством меньше. Решение о ликвидации Лицензионной палаты Самарской обл. было принято на закрытом совещании в минувший вторник. О новом возможном месте работы руководителя палаты Владимира Вострикова пока ничего неизвестно. Функции ликвидированного ведомства будут распределены между областными министерствами.

Лицензионная палата Самарской обл. была образована по инициативе губернатора Самарской обл. Константина Титова в 2000 г. Практически с самого начала ведомство по лицензированию возглавил Юрий Бородулин, который считался человеком из ближнего окружения губернатора. Об отставке Бородулина заговорили в 2007 г., когда в адрес главы ведомства, а также губернатора стали поступать жалобы как от отдельных предпринимателей, так и со стороны прокуратуры Самарской обл.

В письме на имя губернатора прокурор Самарской обл. Юрий Денисов требовал обратить внимание на массовые нарушения закона в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Данное направление, кстати, было одним из основных в деятельности палаты. Бородулина обвиняли в том, что он практически утратил контроль над рынком алкогольной продукции. Вдобавок ко всему прокуроры выявили, что ряд фирм получали лицензии, не имея при этом на руках всех необходимых документов. Еще одним фактором для снятия Бородулина, по всей видимости, стал тот факт, что в 2006 г. сотрудниками правоохранительных органов был задержан главный специалист Лицензионной палаты Игорь Кузнецов, который вымогал 25 тыс. р. от руководства магазина «Продукты» (см. «Хронограф» №33 (248) от 08.09.08). Кузнецов требовал такую сумму за уничтожение акта проверки, в котором был отражен факт отсутствия в магазине лицензии на право торговли алкогольной продукцией. Впоследствии в отношении него было возбуждено уголовное дело. В июне 2007 г. Юрий Бородулин написал заявление об увольнении. Официальной версией ухода чиновника был его пенсионный возраст и окончание срока контракта. На место Бородулина 4 июня был назначен Владимир Поротиков, ранее занимавший должность руководителя управления регулирования в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Лицензионной палаты.

Претензий к новому руководителю Лицензионной палаты со стороны правительства и правоохранительных органов, как выяснилось впоследствии, оказалось гораздо больше, чем к прежнему руководителю. Кроме лицензирования сбыта алкоголя в сферу компетенции палаты входило и лицензирование пунктов приема лома черных и цветных металлов.

В 2007 г. Владимир Поротиков представил на рассмотрение правительства проект постановления о борьбе с незаконными пунктами приема металлов. Из доклада Поротикова выяснилось, что в самом ведомстве на учете стоят всего 106 пунктов приема, которые не являются частными. Контроль за остальными пунктами руководитель палаты намеревался переложить на органы внутренних дел. Причем с руководством ГУВД, как оказалось, даже не была предварительно согласована процедура по передаче части полномочий. Именно в тот момент Поротиков подвергся достаточно резкой критике. А вскоре одно за другим стали возбуждаться уголовные дела в отношении его подчиненных. В январе 2008 г. были задержаны за вымогательство взятки двое сотрудников Лицензионной палаты — Владимир Щербаков и Олег Зуев. В августе прошлого года сотрудники УБОП задержали ведущего специалиста Лицензионной палаты Алексея Надейкина. В обоих случаях имели место действия в составе группы.