Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Расследование не завершено

В Сызрани выясняют причины гибели вертолета

Светлана Егольникова

6 февраля в г. Пугачеве состоялись похороны членов экипажа, погибших при падении учебного вертолета «МИ-24». Все обстоятельства аварии до настоящего времени остаются невыясненными. После этого случая полеты на «МИ-24» приостановлены до особого указания главкома ВВС РФ Владимира МИХАЙЛОВА. Но, по мнению экспертов, для предупреждения подобных трагедий всю учебную технику, принадлежащую Сызранскому высшему военному авиационному училищу летчиков (СВВАУЛ), требуется заменить на новую.

Авария произошла 3 февраля в г. Пугачеве во время планового полета. МИ-24 упал в 18 км от аэродрома. В результате катастрофы погибли три члена экипажа: старший летчик-инструктор Сергей Сафонов, летчик-инструктор Илья Карташов и бортовой техник Ринат Хубиев. Один из них был выпускником СВВАУЛ, закончившим обучение в прошлом году. Расследованием обстоятельств занимается специально созданная комиссия из Москвы, также как и расшифровкой показаний «черных ящиков».

По одной из существующих версий, падение вертолета вызвано техническими причинами. Как подтверждение тому — обнаруженные специалистами на месте падения машины обломки. Их исследование дает основание предполагать, что разрушение вертолета началось еще в воздухе.

Другой причиной аварии мог оказаться человеческий фактор. Такое уже было летом 2007 г. Тогда «МИ-8», выполняя учебно-тренировочный полет, упал в районе Кошелевских садов (пригород Сызрани, аэродром СВВАУЛ). Все члены экипажа остались живы, но получили серьезные травмы. Позже следствие установило, что виновными в аварии оказались сами летчики.

Одним из факторов, влияющим на частоту аварий при выполнении учебных полетов, является профессиональная подготовка вертолетчиков. А она, по мнению выпускников училища старших поколений, оставляет желать лучшего. И грядущее реформирование военного училища (см. «Хронограф» №45 (260) от 01.12.08) вряд ли сможет изменить эту тенденцию. Скорее наоборот.

Однако при аварии в Пугачеве и специалисты, и источники «Хронографа» из числа бывших вертолетчиков склоняются к технической версии катастрофы. Эксперты упоминают о том, что СВВАУЛ оснащен довольно изношенным оборудованием: «Учебную технику нужно давно менять. Для каждой машины существует установленный ресурс. И он, по заключениям специальных комиссий, неоднократно продлевался для вертолетов. После 90-х годов в училище практически не поступали новые машины».

Разбившийся вертолет прослужил около 20 лет. Правда, в прошлом году был произведен капитальный ремонт этой машины. Более подробно комментировать эту ситуацию сейчас, когда остается неизвестным ряд деталей катастрофы, бывшие военные отказались. Не ответило на запросы редакции и руководство СВВАУЛ.