Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (268) | 9 февраля 2009г.
 

Наличные преимущества

Тольяттинские автодилеры ищут новых партнеров и новые схемы реализации иномарок

Евгения Андросова

В связи с глобальным финансовым кризисом и уменьшением объема потребительского кредитования тольяттинские дилеры иномарок вынуждены искать новые схемы реализации автомобилей. К таковым можно отнести рассрочку, различные маркетинговые акции, скидки и подарки для клиентов. Однако не все дилеры могут себе это позволить. Среди дилеров намечается тенденция сотрудничества с крупными иностранными и российскими банками, которые в свое время получили поддержку государства.

Кредит или рассрочка

Продажи машин в салонах Тольятти сейчас падают. До кризиса объем автомобилей, приобретаемых в кредит, составлял в среднем 40% от объемов продаж. Первоначальный взнос при этом опускался до 30% стоимости автомобиля. «На данный момент кредитовать дилеров не так важно, как кредитовать покупателя. Если у клиента будет финансовая возможность приобрести автомобиль, в этом случае продажи будут расти. Именно так в период экономического кризиса поступают власти США. Там правительство покупает облигации, обеспеченные потребительскими кредитами, за счет чего финансируется автокредитование и потребительские кредиты», — рассказал корреспонденту «Хронографа» генеральный директор инвестиционной финансовой компании «Пионер» Вячеслав Слабенко.

Автодилеры начали искать способы, направленные на увеличение числа продаж. Среди подобных мероприятий можно выделить продажу автомобилей в рассрочку, которая предполагает в среднем первоначальный взнос 60-70 % от стоимости автомобиля. Рассрочка сейчас предоставляется сроком на 6-12 месяцев. Рассрочка предполагает замораживание некоторых активов компании, поэтому не все рискуют пользоваться этой схемой. «Кризис всех задел и нас тоже в том плане, что банки стали реже давать кредиты, а большая часть машин — около 80% — у нас была реализована до кризиса через кредитные ресурсы. Мы ввели рассрочку как одну из мер по смягчению кризиса, которая возможна благодаря активной поддержке нашего банка «ПежоФинанс». Поэтому я бы не сказал, что на качестве продаж нынешняя ситуация сильно отразилась», — поделился своими наблюдениями Андрей Негру, менеджер по продажам «Peugeot Тольятти Центр» — официального дилера Peugeot в Тольятти.

Заигрывание с покупателем

Что касается промоакций, направленных на увеличение спроса на автомобили иностранного производства, то наиболее распространенным примером здесь может служить обещание предоставить в подарок комплект зимних шин при покупке автомобиля. «Рассрочка на 6-12 месяцев — это достаточно небольшой период, т.е. фактически покупатель должен иметь почти всю сумму на руках. Поэтому данная система платежа может простимулировать небольшую часть покупателей, но все равно это будут люди, у которых на данный момент есть вся сумма денег.

Дилеры иномарок ищут новые формы продаж
Дилеры иномарок ищут новые формы продаж

Проводимые автосалонами PR-акции, подразумевающие под собой дополнительный бонус при покупке, такие как комплект шин в подарок, также рассчитаны на людей, имеющих возможность выплатить всю сумму от стоимости автомобиля сегодня и сейчас», — прокомментировал ситуацию Вячеслав Слабенко.

Среди покупателей стала преобладать тенденция покупки автомобиля за наличный расчет. Люди расплачивались безналичным способом тогда, когда банки предоставляли им такую возможность. Сейчас банки подняли процентные ставки до 20%, но даже тем заемщикам, которых это не пугает, банки могут отказать в кредите. Покупатели, снявшие вклады в банках, предпочитают не размещать их в других банках, а вкладывать их в дорогостоящий товар, например автомобиль. Как рассказал главный менеджер по продажам фирмы ООО «Премьера», официального дилера Volkswagen в Тольятти, Александр Санкевич, в сложившейся сегодня ситуации около 2/3 машин, реализуемых его фирмой, покупаются на личные средства клиента, и только 1/3 в кредит. Кроме того, по его словам, такая форма, как лизинг, еще более проигрывает в условиях кризиса, чем кредит. «За последние месяцы в форме лизинга мы еще не работали с клиентами. Сами клиенты сейчас неохотно работают с лизинговыми компаниями, потому что фактически машина находится в собственности лизинговой компании. Очень большая вероятность того, что эта компания разорится и автомобиль заберут за долги. Некоторые клиенты, которые изначально заказывали машину, желая приобрести через лизинг, потом либо сразу оплачивали 100% за машину, либо искали какие-то другие поступления, чтобы не связываться с лизингом», — пояснил Санкевич.

Пессимистические ожидания

Еще одной особенностью сегодняшнего дня стало то, что дилеры импортных автопроизводителей начали переводить свои счета из местных коммерческих банков в более крупные банки федерального масштаба. Причем наибольшее предпочтение отдается госбанкам. К таким банкам можно отнести ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Сбербанк». Именно эти банки вовремя получили государственное финансирование. Иностранные банки, такие как Raiffeisen-bank или Bank Societe General Vostok, также пользуются популярностью среди владельцев автосалонов. Несмотря на кризисное положение в мире, банки такого уровня не останавливали финансирование кредитных программ, хотя условия кредитования стали жестче.

Цены на иномарки российской сборки еще в ноябре были уменьшены производителями на 7-10%. С того момента размер «кризисной скидки» уже составил от 15 000 до 120 000 р. Между тем начавшаяся девальвация рубля может внести серьезные коррективы в цены на иномарки в сторону роста.

Как ожидается, российский авторынок будет испытывать проблемы со спросом в течение года или полутора. «Причинами тому станут скачки курсов валют, нежелание банков выдавать автокредиты и неуверенность потребителей в завтрашнем дне. Оживления на рынке следует ожидать к 2010 г.», — считают эксперты рынка.

Комментарии

Олег ИГРИСОВ, начальник отдела продаж компании ООО «Викинги», официального дилера Nissan в Тольятти

- Какие схемы реализации машин вы используете?

- У нас есть своя кредитная программа «Ниссан Финанс». Затем у нас есть масса подарков. И на крайний случай у нас есть возможность делать скидки. Можно использовать еще trade-in. В зачет нового автомобиля мы берем старый — тоже как вариант, но он и раньше у нас работал. Чего-то нового мы пока не придумали.

Виталий ВАЛАКИН, главный менеджер по продажам ООО «СИМ-Авто Тольятти», официального дилер SUZUKI

- До кризиса старались реализовывать машины в кредит. В офисе сидели девочки, чтобы клиенту можно было сразу у нас оформлять кредит. Сейчас кредиты мало кто дает, поэтому больше за наличку покупают. Рассрочку не давали и давать не будем в условиях любого кризиса. Зачем нам с этим связываться.

- А если банки перестанут давать кредиты?

- Сейчас они дают, но под более высокие проценты. Я думаю, скоро люди снова пойдут в банки брать кредиты и под такие проценты, просто их количество будет меньше. И не из-за процентных ставок, а из-за того, что очень много сокращений, и те потенциальные клиенты, которые могли бы купить у нас машину раньше, сейчас остаются безработными и неизвестно, как дальше сложится обстановка.