Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (264) | 29 декабря 2008г.
 

Ищут добрые руки

Производство строительных материалов встает вместе со стройкой

Татьяна Никонорова, Алеся Чурсаева

Динамично развивавшаяся до 2008 г. строительная отрасль встала. Параллельно с ней встала и отрасль производства стройматериалов. Несколько заводов по производству железобетонных изделий находятся в состоянии продажи или ищут покупателей. Это и неудивительно, если принять во внимание тот факт, что с начала формирования свободного строительного рынка отрасль стройматериалов не развивалась самостоятельно, а сами предприятия являлись лишь дополнительными активами крупных строительных холдингов.

Параллельно с диверсификацией строительного бизнеса, которую проводило значительное количество застройщиков, шла трансформация рынка стройматериалов. Многие компании-застройщики стали обзаводиться собственными активами, которые производят и продают строительные материалы. Естественно, что это позволило несколько снизить сметную стоимость квадратного метра. На рыночной стоимости квадратного метра это особо не сказывалось (см. стр. 18). Тем более что на волне роста цен на строительные материалы такие активы вполне способны приносить прибыль.

К примеру, рост цен на цемент, тарированный по 50 кг, в 2002 -2003 гг. составил 9,1%. В последующие два года цемент подорожал на 79,5%. В 2005-2006 гг. рост на цемент в общей сложности составил меньше 30%. Однако за 2006-2007 гг. цена на данную продукцию была увеличена практически вдвое, рост составил 96,91%. За несколько месяцев 2008 г. цемент подешевел на 12,64%. По мнению экспертов строительного рынка, к весне следующего года следует ожидать снижения цены еще как минимум вдвое. Впрочем, как утверждают эксперты, до кризиса стоимость цемента была завышена. Речь идет о том, что производители данной продукции практически имели двойную прибыль. Это означает, что при снижении цен на цемент производители, по большому счету, не окажутся в убытках. Просто их прибыли будут сокращены. Однако на эти меры идут не все предприятия. Например, ЗАО «Жигулевские стройматериалы» снижению цен на свою продукцию предпочло сократить производство и более одной тысячи своих работников уволить.

Таким образом, получается, что ранее динамично развивающаяся отрасль пошла по достаточно стереотипному пути сокращения издержек: сокращение производства и увольнение рабочих.

Почти 100% самарских предприятий стройиндустрии за последнее время сократили объемы производства, перешли на сокращенный рабочий день, а часть сотрудников либо были уволены, либо отправлены в отпуск за свой счет. Как сообщил один из директоров, в основном руководство предприятий сейчас волнует вопрос, как им получить деньги за свою продукцию, отданную весной и летом строительным компаниям на условиях оплаты в рассрочку.

Практика диверсификации бизнеса в строительной отрасли начала складываться в начале 2000-х гг. Для Тольятти был характерен пример с ЗАО «ТДСК» — бывшим ЛЗЖБИ (Левобережный завод железобетонных изделий). Основными акционерами завода были две компании-застройщика — ООО «Единение» и ЗАО «Нона+». Сейчас на ЗАО «ТДСК» проходит процедура банкротства — в 2008 г. было проведено 4 аукциона по продаже имущества обанкротившегося завода. Что характерно, продажа имущества, входящего в конкурсную массу, проходит в Ульяновске. Как ранее заявляла директор фирмы — организатора торгов Елена Денисова, это происходит потому, что основной кредитор находится в Ульяновской обл. Судя по тому, что один из основных акционеров ЗАО «ТДСК» — ООО «Единение» -при возведении своих домов использовало в основном железобетонные конструкции ульяновской серии, можно предположить, что банкротство ЗАО осуществляется либо в интересах ульяновских партнеров хозяина ООО «Единение» Валерия Шиянова, либо в интересах самого Шиянова. Тем более что на тольяттинском заводе железобетонных изделий, несмотря на то что он находится в банкротном состоянии, в любой момент можно будет возобновить производство. Впрочем, это лишь предположение, тем более что увод этого актива в Ульяновскую обл. окутан плотным ореолом тайны. Конкурсный управляющий ЗАО «ТДСК» Сергей Караман официальные запросы «Хронографа» игнорирует.

Ситуация с перекупкой таких активов, как заводы по производству железобетонных изделий, наблюдается и в Самаре. По некоторым данным, в декабре 2008 г. бизнесмен Ростик Хугаев (Группа компаний «Амонд») завершил сделку по приобретению ООО «ЗГ Строй-монтаж» (ранее — ЗАО «Волга-трансжелезобетон»). По сведениям источников «Хронографа», уже назначены генеральный директор и главный инженер. Завод должен быть запущен в начале весны 2009 г. Рядом, в п. Волгарь, «Амонду» отведена значительная площадка под комплексное строительство. Планируется возведение как коттеджей, жилых многоэтажных домов, так и офисных центров. Пока перспективы этой застройки остаются под вопросом. Впрочем, состояние компании вполне устойчиво, учитывая тот факт, что ГК нередко является исполнителем государственных контрактов. Пример с ГК «Амонд» наиболее показателен. Точно так же Ростик Хугаев вместе со своим братом Ирбеком Хугаевым входит в перечень аффилированных лиц ОАО «Нефтегорская ДорПМК». У Ирбека Хугаева -34,8% акций ПМК, у Ростика -23,3%. Семейственность в подобном бизнесе не редкость. Согласно отчету ОАО «Куйбышевская дорожная ПМК» Ростик Хугаев имеет 15,6% акций, а у его дочери Юлии — 14,4%. Таким образом, получается, что присутствие у компании-застройщика целого набора активов стало распространенной практикой.

Пока передел сфер строительного рынка пока еще не завершен. По информации источников «Хронографа», сейчас своих потенциальных покупателей ищут несколько самарских заводов ЖБИ. В том числе и входящие в крупные строительные холдинги. Впрочем, эксперты «Хронографа» склоняются к версии, что кризис, накрывший строительную отрасль, едва ли приведет к тому, что существующая модель бизнеса будет изменена и производители стройматериалов будут работать самостоятельно, без аффилированных связей с застройщиками.

Скорее всего, эти предприятия отойдут к более устойчивым девелоперам.