Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (264) | 29 декабря 2008г.
 

Пирамида рухнула

Строительная отрасль пока очень далека от реальных рыночных принципов

Татьяна Никонорова

Итоги уходящего 2008 г. стали для строительной отрасли неутешительными, несмотря на то что 2008 г. строительная отрасль начинала как лидер роста. Ввод жилья в эксплуатацию остался на прежнем уровне. Параллельно с этим обозначилась еще одна проблема — потенциальные покупатели больше не хотят приобретать жилье по докризитным ценам. Застройщики же скорее готовы отказываться от существующих проектов, чем от привычного уровня рентабельности.

В списке 50 крупнейших предприятий отрасли нет известных фирм-застройщиков. Компании, которые у всех на слуху, по сути, исполняют работу посредников между органами МСУ, проектировщиками, подрядчиками и поставщиками стройматериалов. Это такие предприятия, как ГК «Амонд», ГК «Волгагрупп», ГК «Берег», ГК «СВ-Квадро», ГК «Портал», ГК «Союз», RBE и др. Хозяин тольяттинского ООО «Единение» Валерий Шиянов контролирует ЗАО «ТДСК», одним из активов которого является завод по производству железобетонных конструкций. И хотя ЗАО «ТДСК» находится в состоянии банкротства, на заводе вполне возможно в любой момент наладить полномасштабное производство. Между тем отчетность по предприятиям, входящим в строительные холдинги, осуществляется отдельно. Собственно, поэтому в рейтинге отсутствуют знакомые всем названия.

До 2000г. строительная отрасль не была по достоинству оценена потенциальными инвесторами. Бум строительства начался с 2000-х гг. Именно тогда большинство представителей крупного регионального бизнеса в полной мере оценили строительный рынок. Он, как выяснилось, давал широчайшие возможности не только сохранить вложенные в строительство средства, но и приумножить их. Причем это касалось как коммерческой недвижимости, так и жилой. В строительство пришли практически все наиболее влиятельные ФПГ области. Прирост объемов строительства ежегодно давал более 30%. Тем не менее от коллапса это отрасль не уберегло.

В результате в крупных городах площади новой коммерческой недвижимости ежегодно увеличивались в разы, жилой застройки — тоже. Однако количество вводимого в эксплуатацию жилья далеко не устраивало правительство области как субъекта федерации, впрочем, как и федеральное правительство. Количество случаев, когда построенные и уже заселенные дома не вводились в эксплуатацию, год от года не уменьшалось, что давало возможность говорить о строительной отрасли как о наиболее скандальной.

Причин тому несколько. Рост интереса к строительной отрасли со стороны и самих компаний-застройщиков, и со стороны потенциальных инвесторов привел к тому, что в этой сфере бизнеса стала активно развиваться коррупционная составляющая. Ажиотажный спрос на земельные участки плюс зависимость застройщиков от органов местного самоуправления по вопросам выбора участка, согласования проектов застройки, получения разрешений на строительство привели к тому, что чиновник среднего уровня начал чувствовать свою относительную свободу в выборе застройщиков с учетом собственных предпочтений. Это привело к росту цен на квадратный метр. Причиной существенного роста оборотных средств строительных компаний было то, что к началу 2008 г. цены на жилье достигли своего исторического максимума. В среднем квадратный метр жилья на первичном рынке стал обходиться покупателю в 43-47 тыс.р. Цены на рынке первичного жилья стабильно росли на 15-20% в год. Однако рост спроса на недвижимость в 2008 г. остановились — на российский рынок недвижимости пришел ипотечный кризис. О начинающейся глобальной стагнации отдельные застройщики стали говорить еще в конце 2007 г. Они отмечали, что так называемая «первичка» встала. А ипотека «под строительство» составляла ничтожную долю в реализации возводимого жилья.

Сами застройщики о коррупционной составляющей бизнеса заявляли во всеуслышание. Это давало возможность объяснять высокую стоимость квадратного метра. А она была действительно высокой. Хотя сметная стоимость квадратного метра была ниже рыночной в два, а то и в три раза. Таким образом, застройщик теоретически мог получить 100-200% рентабельности. Однако непрозрачная схема распределения доходов и формирования расходов в строительном бизнесе позволяла застройщикам заявлять, что они работают чуть ли не на грани нулевой рентабельности.

Как отмечают эксперты, итогом нестабильности стало значительное снижение темпов строительства.

Сейчас основные опасения застройщиков сводятся к кризису доверия, который стал определять настроения возможных покупателей. С другой стороны, застройщики пока не готовы снижать уровень своей реальной рентабельности, например, до приемлемых 30%. Пока, согласно неофициальной информации, застройщики и генподрядчики скорее готовы отказаться от уже сформированных проектов, нежели продолжать работу в меняющихся экономических условиях.

12 декабря 2008 г. завершился срок подачи заявок на участие в котировках, объявленных «Объединенной дирекцией по реализации федеральных инвестиционных программ» на покупку квартир в Самарской обл. Напомним, это конкурс на покупку квартир за счет бюджетных средств. Единственным региональным участником, подавшим заявку, стал индивидуальный предприниматель из Сызрани. Застройщики из Самары и Тольятти данное мероприятие проигнорировали (см. «Хронограф» №48 (263) от 22.12.08). Застройщиков не устроила цена. За 1 кв. м общей площади жилья государство выделило 31,65 тыс. р. Застройщики в нынешних условиях не могут продавать квадратный метр дешевле привычных 50 тыс. р. Это более чем красноречиво подтверждает обозначенный тезис о нежелании отказываться от рентабельности 100-200%.