Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (264) | 29 декабря 2008г.
 

Зажаты в схемы

Зависимость от кредитов может поставить АВТОВАЗ под удар

Сейдамет Абреков

В предыдущие годы говорить о наличии на ОАО «АВТОВАЗ» нескольких кредитных схем приходилось только в качестве теории. Однако у АВТОВАЗа есть три направления, по которым идут мощные финансовые потоки и которые нуждаются в постоянной подпитке. Без такой подпитки нормальное функционирование автозавода практически невозможно.

Первая схема касается социально важного зарплатного проекта. На Волжском автозаводе сформирована такая система выплаты зарплаты, которая практически не зависит от объемов продаж. С АВТОВАЗом по зарплатному проекту работают 7 банков, через которые по зарплатным карточкам NCC работники получают зарплату. Это ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом», ЗАО КБ «ФИА-Банк», ОАО ПБ «АВТОВАЗБАНК», ОАО «ВТБ-24», ОАО «Сбербанк», ЗАО КБ «Тольяттихимбанк», ЗАО «Газбанк».

Чтобы обеспечить стабильную выплату зарплаты по графику независимо от перечислений с АВТОВАЗа, банки под крайне низкий процент получали кредиты по межбанковскому кредитованию в иностранных и федеральных банках РФ. Залогом в этих кредитах выступали ценные бумаги АВТОВАЗа. Такая схема весьма интересна банкам, работающим по зарплатному проекту. Полученные в качестве кредитов средства они могли использовать на другие финансовые операции, т.к. работники АВТОВАЗа приходили к банкоматам за зарплатой не одновременно. Эксперты отмечают, что по указанной схеме АВТОВАЗ сможет платить зарплату, даже если завод длительное время ничего не будет производить.

Вторая схема затрагивает взаимоотношения АВТОВАЗа со своими дилерами, поставщиками и бюджетами различных уровней. Для ее стабильного функционирования необходима подпитка кредитными ресурсами, причем практически для всех участников. Так, дилеры для выкупа своих квот чаще всего использовали заемные средства в банках, находящихся в одном с ними регионе, а возвращали после продажи автомобилей. В свою очередь большая доля продаж конечным потребителям также шла благодаря кредитам местных банков, которые брали кредиты опять же в иностранных и федеральных банках.

Но покупку материалов и комплектующих АВТОВАЗ должен производить вне зависимости от того, как стабильно расплачиваются с ним дилеры. Причем в договорах с поставщиками оговаривалась задержка платежей до 60 дней. Именно временная задержка между отгрузкой комплектующих и необходимостью платить поставщикам обеспечивала автозаводу стабильную работу даже при возникновении сезонных затоварок.

Третья схема касается расчетов с металлургами. Она похожа на вторую схему, однако принципиально отличается тем, что АВТОВАЗ расплачивается с металлургическими комбинатами по предоплате. Еще до того как в Тольятти поступал металл, Волжский автозавод должен был перечислить до 50% от общей суммы закупки. Кредитовался АВТОВАЗ в федеральных российских банках и за рубежом. Стоит отметить, что в свою очередь федеральные банки кредитовались в ЦБ РФ и зачастую вкладывали полученные средства в иностранные банки.

Основы таких схем были заложены в середине 90-х, когда АВТОВАЗ испытывал кризис неплатежей и стал внедрять вексельные расчеты. Позже векселя были заменены кредитами. Однако растущая общая кредиторская задолженность АВТОВАЗа позволяет сделать вывод о том, что постепенно АВТОВАЗ из производственной компании превратился в финансовую. И на данный момент функционирование автозавода находится в прямой зависимости от того, как стабильно АВТОВАЗ будет получать новые кредиты, которые, скорее всего, придется потратить не на производственные нужды, а на погашение ранее взятых финансовых обязательств и на заработную плату.

Мировой экономический кризис высветил проблемы нынешнего АВТОВАЗа. Дилеры перестали получать кредиты. Выкупать квоты они пока не могут. Но и конечный потребитель теперь может купить вазовский автомобиль практически только за наличные деньги.

Выходом из сложившейся ситуации может стать поддержка АВТОВАЗа со стороны государства. Правительство РФ готово выделить необходимые АВТОВАЗу средства, внедрить бесплатную доставку автомобилей LADA с конвейера на Дальний Восток и компенсировать 2/3 ставки рефинансирования при покупке автомобиля стоимостью ниже 350 тыс. р. в кредит. Выпадающие доходы ОАО «РЖД» и компенсация кредитов будут происходить за счет бюджета РФ, а значит, ее граждан. Еще один выход — стимулирование АВТОВАЗом спроса на свои автомобили. Сделать это можно внедрив собственные кредитные продукты и запустив продажи в рассрочку. Однако эти средства окажутся эффективными не ранее чем через полугода от их старта.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.