Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (264) | 29 декабря 2008г.
 

Посадят на вексель

Безденежный расчет может инициировать передел на рынке поставщиков АВТОВАЗа

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе стало известно, что ОАО «АВТОВАЗ» начало расчет со своими поставщиками в безденежной форме с применением векселей. 30% от суммы платежа якобы будут поступать поставщику в течение 2 месяцев в безналичной форме, на остальные 70% будут выписываться векселя со сроком погашения 6 месяцев. Такая ситуация не только может привести к переделу рынка поставщиков Волжского автозавода, но и поставит под удар финансовую независимость АВТОВАЗа.

В условиях финансового кризиса АВТОВАЗ стал возвращаться к формам расчета, которые применял в середине 90-х, т.е. к вексельным схемам. Это приведет к тому, что определенные структуры создадут некие посреднические фирмы, которые будут заниматься обналичиванием векселей. По данным отчета ОАО «АВТОВАЗ» за III кв. 2008 г., общая задолженность перед поставщиками и подрядчиками составляет почти 26 млрд. р. При этом общая кредиторская задолженность АВТОВАЗа составила более 67 млрд. р.

Поставщиков по степени зависимости от АВТОВАЗа можно разделить на три группы. Все они по-разному могут реагировать на предложение АВТОВАЗа расплачиваться за отгруженную продукцию долговыми расписками.

В группу малозависимых от АВТОВАЗа можно отнести поставщиков металла. По словам бывшего первого вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» Николая Ляченкова, в общем объеме сбыта всех российских металлургических комбинатов отгрузка на нужды автопрома занимает всего 9 %. Он согласился с мыслью, что столь низкая зависимость металлургов от АВТОВАЗа не будет способствовать их готовности принимать в качестве оплаты векселя. Скорее, имея широкий выбор по сбыту своей продукции, металлурги будут настаивать на денежном расчете, причем с предоплатой поставок (как было в докризисные времена). Для урегулирования взаимоотношений с металлургами АВТОВАЗу, скорее всего, придется уповать на своих лоббистов в правительстве РФ. В данном случае уместно вспомнить октябрьский визит первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина (см. «Хронограф» №39 (254) от 20.10.08). В то же время не следует забывать, что металлурги в нынешней кризисной ситуации являются одной из самых рискованных отраслей.

Ко второй группе поставщиков стоит отнести крупных производителей универсальной номенклатуры изделий, которые применимы на многих автомобильных и машиностроительных предприятиях. К ним относятся, к примеру, заводы по производству аккумуляторов, кабельной продукции, стекла, шин, пластика, шумоизоляции и т.д.

Наиболее зависимой и одновременно самой многочисленной группой является третья, к которой относятся предприятия, чей сбыт изначально был ориентирован только на АВТОВАЗ. По сути, это производители автокомпонентов. Степень зависимости таких предприятий заключается не только в сложностях поиска альтернативных АВТОВАЗу потребителей, но и в том, что выпуск ряда изделий возможен только при условии получения от АВТОВАЗа заготовок, использование сертифицированных АВТОВАЗом технологий. К наиболее крупным предприятиям такой группы относятся ЗАО «Мотор-супер» (а равно и все предприятия группы «ВИС-АВТО»), ОАО «ТЗТО», ООО «ДСК», ОАО «АвтоВАЗагрегат» и т.д. Все они будут вынуждены принимать в качестве оплаты векселя. Однако для их обналичивания, скорее всего, они будут прибегать к услугам специализирующихся на этом структур. Обналичивание подразумевает, что некая дельта будет оставаться у организации, занимающейся этим процессом. Учитывая объем поставок на АВТОВАЗ, подобная деятельность может оказаться для посредников весьма выгодной. Наличие же непогашенных векселей у того или иного поставщика может привести к серьезному кассовому разрыву и как следствие — банкротству предприятия. Одной из структур, которой будет весьма интересно поглощать производственные активы поставщиков АВТОВАЗа, станет недавно созданное ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), председателем правления которого является Владимир Аветисян.

В середине 90-х ему удалось получить большой опыт работы в таких условиях. Возглавляемый им холдинг «Волгопромгаз» через группу подконтрольных фирм сумел обрести контроль над рядом крупных предприятий Самарской обл. Впоследствии это помогло Аветисяну стать одним из самых влиятельных бизнесменов региона. Сегодняшняя ситуация может ему позволить повторить тот же путь, но только теперь в другом наполнении.

Комментарии

Дмитрий САВЕНКОВ, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер»

- Сложно говорить, загонит ли нынешняя ситуация поставщиков АВТОВАЗа в предбанкротное или банкротное состояние. На нашем предприятии такого нет, мы держимся. Ждем программы поддержки правительства. Мы поставщики первого уровня, но есть поставщики второго и третьего уровней. Вероятно, рынок поставщиков может подвергнуться переделу, но рынок этот очень специфический. Пока я не слышал, что кто-то находится в критическом состоянии. Векселей мы пока не видели, но Борис Алешин на совещании об этом сказал.

Николай ЛЯЧЕНКОВ, член совета директоров ОАО «ТЗТО»

- Любая безденежная форма расчетов несет за собой негативные явления как для АВТОВАЗа, так для его поставщиков, с которыми он будет рассчитываться векселями. Предприятиям придется превращать векселя в деньги с определенными потерями. Если этим процессом АВТОВАЗ будет управлять эффективно через доверенный банк, то тогда потери будут минимальными. Если же все будет брошено на самотек и векселя расползутся по разным структурам, то будет не очень хорошо. По моему личному мнению, ситуация не настолько сложна, как в 1994-1996 гг., чтобы прибегать к этой форме.

- С кем из поставщиков АВТОВАЗ уже начал рассчитываться векселями?

- Не могу сказать, потому что векселя предложили 2 дня назад (22 декабря. — Прим. авт.). Не обладаю информацией, кто принял эти векселя. ТЗТО пока их не предложили.