Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №48 (263) | 22 декабря 2008г.
 

Потянулись в Европу

ОАО «ЗАП» ищет рынки сбыта во Франции и Германии

Денис Федоров

На прошлой неделе стало известно, что самарское ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАП), входящее в Европейскую подшипниковую корпорацию (ЕПК), начало переговоры с французской SAFRAN Group и немецкой MPT Prazisionsteile GmbH Mittweida. Эксперты считают, что благополучный исход переговоров позволит ЗАПу расширить рынок сбыта. В противном случае предприятие может столкнуться с определенными проблемами из-за падения продаж в России.

ЗАП начал переговоры с немецкой МРТ Prazisionsteile GmbH Mittweida, рассматривая возможность размещения там заказа на производство части сепараторов, используемых для изготовления подшипников. Речь идет о комплектующих, изготавливаемых по ГОСТу, т. е. применяемых в гражданской авиатехнике. Состоится ли сотрудничество ОАО «ЗАП» и MPT Prazisionsteile GmbH Mittweida, станет ясно к концу зимы.

Процесс сокращения количества комплектующих, изготавливаемых ОАО «ЗАП» по ГОСТу (т. е. для нужд гражданской промышленности), начался несколько лет назад.

Он связан с планами предприятия по увеличению объемов производства подшипников, выпускаемых по специальным техническим условиям (их основные потребители — заводы военно-промышленного комплекса).

Параллельно ЗАП ведет переговоры о сотрудничестве и с другой европейской компанией — французской SAFRAN Group. К этому моменту французская корпорация столкнулись с дефицитом авиационных подшипников. ЗАП заинтересовал входящую в SAFRAN Group компанию Snecma как потенциальный производитель подшипников для двигателя SaM146 самолета «Sukhoi Superjet — 100» (семейства RRJ), разработанный КБ «Гражданские самолеты Сухого». Этот двигатель производится компанией Powerjet — совместным предприятием Snecma и НПО «Сатурн». Весной этого года между ЗАПом и SAFRAN Group было подписано соглашение о намерениях по совместной работе. Выпуск комплектующих для Snecma ЗАП начнет после того, как выполнит заказ другой входящей во французскую корпорацию компании — Hispano-Suiza. Для нее в 2009 г. самарский завод планирует начать изготавливать подшипники для коробок приводов самолетов.

В рамках проекта сотрудничества ЗАП с SAFRAN Group на заводе идет модернизация производственных мощностей. Так, создается участок вакуумной термообработки, реконструируется система подачи СОЖ (смазывающе- охлаждающей жидкости), обновляются сепараторное и шариковое производства, приобретается дополнительное специальное контрольно-измерительное оборудование, в частности металлургическое. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что ЕПК, как и всех остальных, кризис затронул, но финансовое состояние завода остается стабильным.

Аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук считает, что доля российского рынка подшипников ЕПК — порядка 40%. В условиях падения спроса компании придется нелегко. «Финансовое положение предприятий группы в 2009 г. будет зависеть от заключенных ранее контрактов. Если производитель успел заключить контракты на поставку подшипников до кризиса — часть сбыта он обеспечил, если же нет, то найти покупателя в период кризиса будет проблематично», — считает Ткачук.