Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №48 (263) | 22 декабря 2008г.
 

Вынужденные решения

Кризис может дать АВТОВАЗу возможность подзаработать

Сейдамет Абреков

18 декабря в Тольятти на площади у Дворца спорта «Волгарь» состоялся митинг, организованный профсоюзным комитетом ОАО «АВТОВАЗ». Митинг прошел в поддержку повышения таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки. Мероприятие прошло на фоне падения продаж и как следствие — уменьшения программы АВТОВАЗа по выпуску автомобилей LADA. Для увеличения объемов реализации АВТОВАЗ планирует ввести новые схемы продаж.

С 17 декабря АВТОВАЗ уменьшил дневную программу производства своих автомобилей на 50 %. Пока в день выпускается около 1 тыс. автомобилей. Стоит предположить, что уменьшение выпуска связано со снижением спроса на автомобили LADA. Учитывая нынешнюю динамику продаж, стоит предположить, что в декабре будет продано не более 40 тыс. автомобилей. На фоне уменьшившегося спроса на автомобили LADA и увеличивающейся задолженности перед поставщиками мера по снижению программы выпуска оказалась вынужденной. По имеющимся сведениям, месяц назад на площадках производителя и дилеров скопилось около 118 тыс. автомобилей. В декабре эта цифра выросла до 124 тыс. Стоит предположить, что спрос на LADA упал из-за ужесточившихся условий по получению банковских кредитов на их покупку. Наличных средств для приобретения авто конечный потребитель в достаточном количестве не имеет либо просто не хочет тратить деньги единовременно.

Вполне естественно, что в сложившейся ситуации руководство АВТОВАЗа пошло на уменьшение объемов производства. Стоит отметить, что новогодние каникулы начнутся на Волжском автозаводе 28 декабря, а закончатся 2 февраля. Более месяца на АВТОВАЗе будут проходить работы по ремонту и модернизации оборудования.

По словам председателя профсоюзного комитета ОАО «АВТОВАЗ» Николая Карагина, приказ об этом подписан. «С 1 марта все работники ОАО «АВТОВАЗ» будут работать по 20 часов в неделю с продолжительностью рабочего дня 8 часов, с работой через неделю и общими выходными в субботу и воскресенье. Как долго продлится такой режим работы, пока неизвестно», — рассказал Карагин. Заработная плата будет начисляться из расчета 2/3 от средней заработной платы.

Помочь повышению спроса на отечественные автомобили должна мера по увеличению таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки. Но она, скорее всего, будет временной — на 9 месяцев. Однако в стратегическом плане более правильным выходом из сложившийся ситуации снизившегося спроса на продукцию АВТОВАЗа будет введение новых схем продаж. К примеру, довольно популярную среди вазовцев программу «50 на 50» (когда покупатель оплачивает половину стоимости автомобиля, а остальное — в беспроцентную рассрочку на несколько лет) логично будет применять на всех покупателей. Вполне возможно введение и других схем рассрочек платежа. Примечательно, что дилеры иностранных брендов уже торгуют по подобным схемам.

Однако, как стало известно «Хронографу», в структуре АВТОВАЗа в данный момент уже присутствует дирекция по управлению проектом «Лада Финанс», которая будет заниматься разработкой и внедрением схем продаж автомобилей LADA. Возглавляет эту структуру Олег Предтеченский, она входит в подчинение старшего вице-президента по продажам и маркетингу Алексея Криворучко. Стоит предположить, что идеологами «Лада Финанс» стали представители Renault. Не секрет, что у этого производителя вполне успешно работает программа льготного кредитования Renault Finance. С ней из-за низких процентных ставок не могут поспорить банковские кредиты.

Однако, по имеющейся информации, вся фирменная сбытовая сеть АВТОВАЗа вместе с некоторым запасом товарных автомобилей якобы была обменена Волжским автозаводом у Группы «СОК» на ОАО «ИжАвто». Такая версия выглядит вполне логичной, учитывая большой интерес со стороны СОКа к системе вазовского сбыта. Наблюдателями высказываются предположения, что нынешний кризис продаж автомобилей LADA во многом мог быть спровоцирован именно неформальными представителями СОКа на АВТОВАЗе. Якобы именно сочувствующие СОКу на Волжском автозаводе могли различными методами тормозить внедрение новых схем продаж вазовских автомобилей, в том числе и в рассрочку, что могло спровоцировать АВТОВАЗ на передачу своей сбытовой сети. Косвенным подтверждением этой мысли является тот факт, что система продаж «50 на 50», которая уже доступна для тольяттинцев, не продвигается должным образом.

В свою очередь на площадках ижевского автозавода, скорее всего, будут производиться модели, лицензии на которые были приобретены у Renault.