Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (257) | 10 ноября 2008г.
 

Скупка продавцов

Местные розничные сети под угрозой сделок М&А

Светлана Короткова

В ближайшее время ряд поставщиков местных продуктовых ритейлеров собираются изменить условия сотрудничества при заключении договоров поставки продуктов питания на 2009 г. Одной из наиболее спорных позиций окажется срок по оплате за отгруженный товар. Одновременно с этим эксперты рынка отмечают, что в условиях сложившейся ситуации серьезного роста потребности в услугах факторинговых компаний может не произойти. Отчасти это будет связано с тем, что ряд даже крупных факторинговых компаний не остались в стороне от проблемы дефицита ликвидности.

У каждого свои проблемы

Сегодня многие розничные продуктовые сети работают как за счет своих средств, так и за счет кредитных ресурсов. При этом крупные федеральные сети в большей степени сориентированы на средства, привлеченные на рынках долговых обязательств. Как отмечают некоторые эксперты «Хронографа», именно компании, зависимые от внешних источников привлечения средств, могут пострадать в условиях нынешней экономической ситуации. Одновременно с этим они предполагают, что некоторые федеральные участники рынка продуктового ритейла могут воспользоваться ситуацией для осуществления сделок mergers&ac-quisitions (М&А, слияния и поглощения) в отношении аналогичных региональных компаний. С этим согласился и аналитик УК «Финам» по потребительскому рынку Максим Клядин, сказав следующее: «У относительно крупных ритейлеров есть достаточно большой запас финансовой прочности. За счет этого они смогут приобретать бизнес более мелких игроков, упрочняя при этом свои позиции». Косвенным подтверждением этого можно считать ряд заявлений руководства центрального аппарата Х5 Retail Group о готовности совершения подобного рода сделок в отношении менее крупных розничных сетей. В какой-то степени в разговоре с корреспондентом «Хронографа» это подтвердил и региональный директор Х5 Retail Group по Самарской обл. Владимир Рыжков: «Да, наша компания готова покупать мелкие и средние сети, но пока каких-либо переговоров с региональными сетями мы не ведем».

Это не единственное изменение взглядов, которое произошло в последнее время на самарском рынке продуктовой розницы. Некоторые поставщики уже вознамерились изменить условия договора, в частности, требовать предоплату за товар от ряда руководителей сетей. Эту информацию корреспонденту «Хронографа» подтвердил и совладелец тольяттинской торговой сети «Миндаль» Сергей Дуцев. «На сегодняшний день природа кризиса больше, наверное, психологическая. Однако единственный момент, который начинает проявляться, это то, что поставщики начали настаивать на изменении условий договоров. Они требуют немедленной оплаты или предоплаты за товары, поставляемые в сеть. Это, конечно, может создать нам колоссальную нагрузку. Хорошо, что доля таких поставщиков у нас невелика. Скорее всего, таким поставщикам мы будем отказывать. При этом сегодня мы ведем с ними переговоры, пытаемся войти в их положение. Мы не готовы работать по предоплате», — пояснил Сергей Дуцев.

Номенклатура торговых рядов меняется в сторону упрощения
Номенклатура торговых рядов меняется в сторону упрощения

Поставщики не дремлют

Есть и такие поставщики продуктов, которые пока еще не рассмотрели варианты внесения корректировок в договоры, но планируют это сделать при их заключении на следующий год. В их числе оказалось тольяттинское ЗАО «Деликат». Его генеральный директор Елена Стрекалова ситуацию пояснила так: «Есть контракты, которые подписаны еще год назад. В рамках этих контрактов сегодня ведется работа. Договорная кампания на 2009 г. начнется позднее. Тенденция идет к тому, чтобы начать менять сроки оплаты за товар». Также она добавила: «Тенденция такова, что потребитель перейдет на более дешевую группу мясной продукции. Скорее всего, снизится потребность в таких группах товаров, как деликатесы и сыро-копченая продукция. Это достаточно дорогостоящая продукция. Хотя наш комбинат сориентирован на нишу именно среднего ценового класса и недорогого продукта. Поэтому я считаю, что на нас это сильно не отразится». О перспективах предстоящей работы по пересмотру условий договорных отношений с розничными сетями рассказал и генеральный директор ООО «Тольяттихлеб» Юрий Зеленцов: «Я думаю, что в ближайшее время ситуация будет ухудшаться. Мы уже задумываемся о том, что нужно пересматривать условия договора с нашими партнерами. Я ожидаю, что на какое-то время повысится процент по кредитам, соответственно, многие компании в длинные проекты, думаю, не будут входить».

Между тем руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии г. о. Тольятти Хетаг Тагаев высказал свое видение сложившейся ситуации: «Я не считаю, что сегодня на потребительском рынке происходит что-то особое. Если будет что-то действительно страшное, то какие-то изменения могут сказаться на городском потреблении не ранее чем через месяц-два». При этом относительно вхождения новых игроков на местный рынок он добавил: «К нам уже заходят новые сети, и я думаю, что их число будет увеличиваться».

Не жаждут факторинга

Еще один вопрос, который сегодня достаточно активно обсуждается участниками потребительского рынка, касается перспектив изменения схем финансирования сделок с рассрочкой между поставщиками и ритейлерами. Как полагают отдельные заинтересованные участники рынка финансовых услуг, нынешняя ситуация может благоприятно сказаться на продвижении бизнеса факторинговых компаний. Хотя аналитик Максим Клядин считает несколько иначе: «Скорее всего, не будет сильной активизации факторинговых схем в продуктовом ритейле, потому что они относительно неудобны для ритейла.

У них есть другие варианты. Это ускорение торгового оборота, что сейчас наблюдается на примере некоторых представителей продовольственной розницы: они сориентированы на получении роста выручки за счет растущих объемов продаж, что можно простимулировать путем снижения торговой наценки. В этом случае тенденция к снижению сроков отсрочки может быть невыгодна самим факторинговым компаниям, для которых короткие сроки погашения дебиторки — это лишь увеличение доли операционных расходов в бизнесе». С этим мнением в какой-то степени согласен и Владимир Рыжков: «Мы работаем по факторингу с несколькими поставщиками. Относительно них отмечу, что, по моему мнению, доля таких компаний уменьшится».

Как бы то ни было, но уже в следующем году рынок продуктового ритейла ожидают серьезные изменения. Рост, который наблюдался последние пять лет, должен смениться качественно новым процессом. До сего дня рост рынка был сориентирован в основном на уплотнение. В новых реалиях выживать, скорее всего, будут те, кто сумеет найти возможность за счет сокращения своих внутренних издержек ускорить в своих магазинах товарооборот, т. е. научится сбрасывать цены. Однако многие участники рынка стоят на своем: падение цен маловероятно.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Максим КЛЯДИН, аналитик УК «Финам» по потребительскому рынку

- Что можно ожидать в ближайшее время на продуктовом рынке?

- По итогам 2008 г., возможно, будет наблюдаться спад спроса на группу товаров неповседневного спроса за счет снижения уровня доходов населения. При этом снижение цен мы не прогнозируем.

- Что вы можете сказать относительно вхождения на тольяттинский рынок новых игроков?

- Тольятти входит в группу крупных и наиболее инвестиционно привлекательных городов Поволжья. Поэтому вхождение новых игроков на местный потребительский рынок возможен. Однако это произойдет при условии свободных мест, активов, которые в нужный момент могут там появиться. Не исключено, что на фоне нынешней экономической ситуации в Тольятти усилится какой-нибудь крупный федеральный участник рынка.

Владимир РЫЖКОВ, региональный директор торговой сети Х5 Retail Group по Самарской обл.

- Поставщики стали поднимать цены, и те, у кого была отсрочка, стали пересматривать ее сроки. Кризис, конечно, коснулся нас. Мы сократили инвестиционную программу, заморозили ряд объектов. Отмечу, что в ближайшее время на рынке будет происходить сжатие потребления по номенклатуре бытовых предметов длительного пользования, дорогостоящих товаров не первой необходимости. Цены на продукты питания не будут понижаться — скорее, расти.